Кончина преподобного Серафима Саровского
15 января (по новому стилю) – день блаженной кончины преподобного старца Серафима Саровского (1833 г). В этот же день празднуется второе обретение его честных мощей, которое состоялось в 1991 году.
Кончина старца последовала рано утром. Один из иноков, выйдя из своей кельи, чтобы отправиться к ранней обедне, почувствовал сильный дымный запах из кельи отца Серафима. Когда открыли келью и принесли свечу, то увидели, что отец Серафим в своем белом балахончике стоял на том месте, где обычно молился, на коленях, пред малым аналоем. Голова его была открыта, руки крестообразно сложены; на груди висел медный крест – материнское благословение. Думая, что он уснул, утрудившись молитвою пред келейною своею святынею – иконою Богоматери «Умиление», его стали осторожно будить. Но ответа не было: старец почил смертным сном. Его глаза были закрыты, лицо оживлено богомыслием и счастьем молитвы.
Умереть на молитве – это высшее счастье для христианина, венец праведной подвижнической жизни. На молитве человек, становясь лицом к лицу с невидимым Богом, изливает пред Ним всю свою душу, предает всего себя в руки Его.
Так с молитвою на устах умер на кресте Господь Иисус Христос, с молитвою же за врагов своих умер и святой первомученик Стефан и многие другие праведники. В то время в Глинской обители, Курской губернии, подвизался иеромонах Филарет. Его ученик сообщил, что, выходя из храма после утрени, отец Филарет показал на небе необыкновенный свет и сказал: «Вот, так-то души праведных возносятся на небо! Это душа отца Серафима возносится!»
Архимандрит Митрофан, занимавший должность ризничего в Невской Лавре, был послушником в Саровской пустыне и находился при гробе отца Серафима. Он передал Дивеевским сиротам, что лично был свидетелем чуда: когда духовник хотел положить разрешительную молитву в руку отца Серафима, то рука сама разжалась. Игумен, казначей и другие видели это и долго оставались в недоумении, поражённые случившимся.
Погребение старца Серафима совершено было игуменом Нифонтом. Тело его предано земле по правую сторону соборного алтаря, подле могилы Марка-затворника. (Впоследствии, усердием Нижегородского купца Я. Сырева над могилою его воздвигнут чугунный памятник в виде гробницы, на котором написано: жил во славу Божию 73 года, 5 месяцев и 12-ть дней).
Затем были чудесные деяния отца Серафима, который он направлял из своих святых обителей на пользу ждущих от него помощи и десятилетия всенародного почитания, которые завершились обретением мощей и церковным прославлением 1 августа 1903 года. Торжества эти стали всенародным праздником, который возглавил император Николай II.
Преподобный Серафим сам предсказывал о том, что его мощи будут найдены, а затем в годину гонений за христианскую веру снова будут утрачены, как впоследствии в точности и произошло.
Вскоре после октябрьского переворота большевиками было воздвигнуто неслыханное гонение, причём началось оно не столько с живых свидетелей православной веры, сколько с уже почивших её исповедников, прославленных во святых. Была развязана кощунственная кампания по вскрытию и изъятию святых мощей. Специальные комиссии, в которые для видимости соблюдения законности включали представителей духовенства, вскрывали раки со святыми мощами, составляли протоколы об их освидетельствовании, а затем увозили святые останки в неизвестном направлении. Иногда частицы святых мощей благочестивым православным христианам удавалось укрывать в своих домах, некоторые тайно сохраняли священнослужители, но большинство было предано поруганию. Так случилось и с мощами преподобного Серафима, которые тоже, как он сам предсказал, канули в неизвестность.
Документально подтверждёнными были только два факта: 17 декабря 1920 г. мощи, хранившиеся в Дивеевском монастыре под Арзамасом, были вскрыты, а 16 августа 1921 г. закрыты и увезены. Известно было и другое: в конце 1920-х гг. мощи преп. Серафима выставлялись для обозрения в московском Страстном монастыре, где в то время был организован антирелигиозный музей. Мощи, вероятно, находились там до 1934 г., когда Страстной монастырь был взорван.
Затем, по свидетельству Патриарха Алексия II, «мощи были перевезены в город на Неве, в собор, превращенный в музей истории религии и атеизма. Но, видимо, сразу после прибытия они были укрыты чьими-то благочестивыми руками, потому что ни в каких описях и списках святые останки не числились». В конце 1990 г. было принято решение о переведении музея из Казанского собора. В одном из помещений собора, где находились гобелены, была найдена рогожа, при вскрытии которой обнаружили мощи. Сразу привлекло внимание то, что на мощах были медный крест и рукавички. На одной вышито: «Преподобие отче Серафиме», на другой: «Моли Бога о нас».
При сопоставлении мощей, найденных в музее, с подробным актом, составленным при вскрытии мощей в 1921 году, было установлено полное совпадение до мельчайших подробностей. Не оставалось сомнений, что обнаружены мощи преподобного Серафима Саровского.
11 января 1991 г. в Казанском соборе города на Неве состоялась торжественная церемония передачи святых мощей. По прибытии в собор Патриарха Алексия II и архиереев, под тихое пение величания преподобному, его святые мощи были перенесены в центральную часть собора. Сразу начался молебен преподобному Серафиму, после которого Святейший Патриарх и директор музея подписали акт передачи мощей Русской Православной Церкви.
После завершения акта передачи святые мощи были перевезены в Александро-Невскую Лавру, где были встречены у Святых ворот духовенством и огромным стечением парода. Под колокольный звон и молитвенное пение народа святые мощи преподобного Серафима были внесены в Троицкий собор. И сразу начался благодарственный молебен о возвращении святыни.
В городе на Неве святые мощи преп. Серафима находились до дня памяти святой блаженной Ксении Петербургской (24 января/6 февраля), а затем в специальном вагоне были перевезены в Москву. Встреча в Москве 7 февраля, в день иконы Божией Матери «Утоли мои печали», была необычайно торжественной. Несмотря на холод и снег, люди, стоя на коленях, встречали мощи дивного старца Серафима. Вокзал и прилегающие улицы были заполнены народом. В руках у многих были иконы преподобного Серафима, сотни зажженных свечей. Перенесение святых мощей в Богоявленский Патриарший собор сопровождалось грандиозным крестным ходом. На благодарственном молебне в соборе присутствовали более двадцати архиереев.
В Москве святые мощи преподобного Серафима находились до 23 июля. И все это время туда приезжали паломники: духовенство из многих епархий, жители различных областей нашей необъятной России. С раннего утра до позднего вечера шли и шли люди, прикладывались к святым мощам, помазывались освященным елеем. Постоянно совершались молебны с пением акафиста преподобному.
23 июля под перезвон колоколов в сопровождении Патриарха, архиереев, священников и множества верующих рака со святыми мощами отбыла из Первопрестольной. Ее путь – Дивеево через Богородск, Орехово-Зуево, Владимир, Боголюбове, Гороховец, Вязники, Нижний Новгород, Арзамас.
Всюду совершались торжественные богослужения, ночами не умолкало молебное пение. Всюду мощи встречало духовенство и множество народа. Везде православные встречали честные мощи со святыми иконами и зажженными свечами, со слезами радости на глазах. Это шествие по городам и весям России, от Невских берегов через Москву до Нижегородской земли, было событием огромного объединяющего значения, одним из самых ярких чудес русской церковной истории XX века.
В продолжение всего пути раку со святыми мощами сопровождал Патриарх Алексий II. Он говорил: «Непростое время переживаем. Время противостояний, противоречий, нетерпимости. И в это время свершается второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского. И вновь с огромной силой оживают его наставления: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».
Вряд ли можно точно определить, каково значение подвига преподобного старца для сохранения православной веры на Руси. Непостижимым останется для нас и то, как смиренный инок, покинувший мир, закрывавшийся от него то в лесной избушке, то в монастырской келье, истребивший в своей душе все мирское и земное, знал, как никто другой, все язвы мира, знал и то, как от них исцелиться. Затворник, избегающий нахождения в мире, спасает мир и имеет небывалое влияние на его судьбы!
Сколько русских святых, мучеников и исповедников, почитаемых сегодня, жили и спасались советами и заступничеством смиренного Саровского монаха. Только среди новопрославленных Русской Церковью святых – восемь Серафимов. Все они приняли монашеский постриг в честь Саровского чудотворца.
Священник Леонид Чичагов по повелению Серафима Саровского, переданного через блаженную Пашу Дивеевскую, стал организатором его прославления, составил летопись Серафимо-Дивеевского монастыря и еще в этой, земной, жизни удостоился чудесного посещения старца.
Серафим Вырицкий еще до принятия монашества видел преподобного в пророческом сне. Батюшка вел его лесом, указывая путь в монастырь. В годы Великой Отечественной войны схимонах Серафим Вырицкий, подражая своему небесному покровителю, ночами молился на камне о спасении России.
В честь Серафима Саровского был назван при пострижении и выпускник Московской Духовной Академии, будущий епископ Дмитровский Николай Иванович Звездинский, причисленный к лику святых в сонме новомучеников Российских. Он тоже был участником торжеств по случаю прославления Саровского чудотворца Серафима, состоявшихся 1 августа 1903 года, как и все, обходил с молитвой канавку. И с отцом Серафимом, и с Дивеевским монастырем его связывали прочные, невидимые нити.
Преп. Серафим, так долго и кротко учивший о стяжании Святаго Духа, сегодня еще раз напоминает всем нам о христианском мирном духе. «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся» …
Мощи преподобного Серафима Саровского находятся:
– Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.
Частицы мощей преподобного Серафима Саровского:
– храм святителя Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе (г. Москва)
– храм Всех Святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря (г. Москва)
– храм великомученика Георгия Победоносца (Рождества Богородицы) в Ендове. (Подворье Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря)
Икона преподобного Серафима Саровского с частицей его гроба:
– храм иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе с крестильным храмом (г. Москва).
Икона преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей, частью мантии и четками:
– храм преподобного Серафима Саровского (г. Москва)
Икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей:
– храм Илии Пророка в Обыденском переулке (г. Москва)
Молитва преподобному Серафиму Саровскому
О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любы твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Тем же и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже беспреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь.