05 апреля 2025

Крестная жертва Христа

Kаждую Страстную седмицу Православная Церковь являет нам Святые Страсти Христовы, представляет все священные образы Его Крестной Жертвы и помогает душам христиан, слушающих святые слова Евангелия, следовать за ними и переживать их как можно сильнее и так погружаться в смысл таинства Его Распятия.

Жизнь нашего Христа от Рождества до самого Его Воскресения была одним мученичеством. Он родился столь смиренно, столь тихо, столь безмятежно, в яслях бессловесных животных, и никто не знал об этом. После Рождества Он, преследуемый, бежал в Египет и затем возвратился оттуда. Прожив на земле тридцать три года, Он оставил нам неповторимый пример святости, учение о том, как подобает жить каждому христианину. Когда же Он достиг времени общественного служения, то начал странствовать по всей Иудее и проповедовать Евангелие покаяния и обращения, творя чудеса.

Все эти чудеса, вся эта слава, которую Ему воздавали люди за Его чудотворную благодать, стали причиной возникновения зависти и злобы первосвященников, книжников и фарисеев, которые думали и замышляли, как Его схватить, как Его уничтожить, потому что «зависть не умеет предпочитать полезное».

Прежде предания Себя в руки врагов и распятия Господь пожелал передать великое таинство Божественной Евхаристии Своим двенадцати ученикам на той единственной и Тайной Вечери, где сказал: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое... пейте от Нея все. Сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая, во оставление грехов. Истинно говорю вам, что уже не буду пить от плода лозного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Небесном». И после того, как Он передал им сие Божественное таинство, случилось предательство и Его взятие.

Один из двенадцати учеников, не последовавший Господу с верой, но сохранивший внутри себя страстное состояние, явился тем орудием, которое привело Господа на Крест. Что еще хотел увидеть Иуда сверх тех чудес и знамений, которые увидел в жизни Христа? По причине своей злобы, оставленный Благодатью, он сделался предателем. Он был великий грешник на земле, и предал Христа за несколько сребреников. Как много среди нас тех людей, которые предают Его делами, наносят бесчестье Святому Лицу Его и, в особенности, когда не исповедуют нашу веру там, где требуется принести подвиг исповедничества и увенчаться.

Претерпев великое мученичество бесчестия, Господь шествовал вперед, чтобы поднять Крест Свой на Голгофу. Мы, люди, недостойны этой наивысшей жертвы Христа нашего. Никто нас не возлюбил так, как Господь, и никто не был так оскорблен, так осмеян и так унижен, как Господь. Вы когда-нибудь приходили к тому, чтобы восчувствовать душой мученичество Христа? Вы сознавали страдания, которые Он претерпел? Можете ли вы постигнуть, чтобы человек, какой-то раб поднял руку и дал пощечину Христу? Божественный лик претерпел заушение от человека нечестивого, человека грешного! И Христос прогневался? Разъярился? Противодействовал? Нет! Единственное, что Он сказал: «Если я зло сказал, свидетельствуй о зле, а если добро, то что ты бьешь Меня?» А мы, люди, по природе уничиженные, жалкие, грешные, достойные всякого наказания, не приемлем не только заушения, но даже простого слова, обычного оскорбления, малейшего обличения. Мы немедленно восстаем и сопротивляемся.

Вы видели, как в старые времена бичуется какой-нибудь человек? И это претерпел Господь ради нас. И не достаточно ли только представить образ нашего Христа, привязанного к столбу, в терновом венце, и воинов, с их враждебным отношением к Нему, как они издеваются над Ним, как бичуют всё Его нагое пречистое тело, и как бегут потоки крови, вызывая страшную боль в Его теле и в Его душе - не достаточно ли всего этого, чтобы потрясти нас и заставить почувствовать тяжесть нашей ответственности по отношению к Его любви?

Как обильно истекала Кровь из пречистого Его Тела, такой преобильной была и любовь Его к человеку! Подумайте, что по этому терновому венцу били всем, что попадалось под руку, чтобы еще глубже вонзались в Его плоть эти ужасные шипы, причиняя Ему еще большую боль! Когда в нас вонзится маленькая колючка, то мы кричим «караул» и делаем всё, чтобы ее вынуть! С одной стороны - Его голова была в ранах от шипов и ударов, и всё тело было в следах ударов и бичеваний, а с другой — брань, оскорбления и насмешки!

Всю ту ночь, когда Его держали под стражей, над Ним смеялись, Его оскорбляли, Его бичевали, Его избивали в кровь, Его уничижали и бесчестили, как если бы Он был какой-нибудь бродяга, какой-нибудь человек с дурной славой! После этого мученичества бичевания Пилат вывел Христа нашего в преторию, на Лифостротон, чтобы выставить Его пред народом, где была собрана вся когорта, весь еврейский народ, где были посвященные из книжников и фарисеев, чтобы они выкрикнули обвинительный приговор: «Распни, распни Его».

Пилат как правитель мог отпустить Христа, но убоялся народа, и, чтобы удовлетворить их, он удушил правду. Он искал одобрения и сделал угодное народу, хотя и знал, что Господь неповинен. Весь этот народ, который несколькими днями ранее восклицал: «Осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев», сегодня кричал в безумии: «Да распят будет!»  Вот таково человеческое. Всё оно изменяемо и переменчиво. Сегодня мы кого-то восхваляем, а завтра его осуждаем. И мы, люди, продолжаем бесчестить Бога нашими делами. Можем ли мы с чем-нибудь сопоставить подобное смирение Бога?

У нас, православных, есть икона этих Страстей Господа, которая, могу сказать, является самой священной среди многих икон, украшающих наши храмы. Она называется «Се Человек» и изображает Господа в претории, в красной хламиде и с терновым венцом на Его пречистой главе, с тростью, с потоками крови, которые текут повсюду, и весь Он словно одна открытая рана, точно такой, каким Его явил Пилат пред народом после Его мученического осмеяния. Эта икона столь благодатно выразительна, потому что Господь стоит с таким смирением перед этим нечестивым народом!

Это крайнее смирение Христа нашего, которое дало Ему возможность претерпеть всю несправедливость со стороны архиереев, и книжников, и фарисеев, и всё варварство бесчестия со стороны воинов, и восхождение с бременем Креста на Священную Голгофу. Он поднял Крест точно так, как поднял и все грехи человечества!

Так Господь, держа Крест, начал восхождение на Голгофу. Но посреди пути Он ослабел, упал от тяжести, от изнеможения, от боли, от тернового венца, от потери излитой Им крови и от скорби. Его ученики, которые были с Ним во время всех Его Божественных дел, которые ели вместе с Ним, которые видели чудеса, которые всей душой веровали, что Он есть Сын Божий, Богочеловек на земле, которые обещали принести себя в жертву, когда потребуется, не были с Ним, бежали, убоялись. Они оставили Его, и Он один шел к своей великой жертве.

Неблагодарность людей не имеет пределов. Не только ученики, но и вообще никто из всех людей мира, которые были тогда облагодетельствованы Им, не защитил Его. И нашлась только одна женщина - жена Пилата вступилась за Него и сказала своему мужу: «Послушай! Во сне я много пострадала сегодня за Человека сего. Ты несправедливо будешь Его судить. Ты несправедливо Его осудишь. Несправедливо кричат там те внизу». Но она не была услышана.

Хвастался и апостол Петр, когда Он предсказывал Свои страдания, что если и все от Тебя отрекутся, то я никогда не сделаю этого. Он хвалился, потому что считал, что увлеченный своей ревностью, со своей человеческой силой он будет героем. Потом всё же увидел, что был не лучше даже осеннего листа. Он отрекся от Христа не пред тираном, а перед служанкой, перед маленькой девочкой: «Не знаю Человека сего». Не ты ли, Петр, хвастался, что никогда от Него не отречешься? И сейчас, когда Он рядом с тобой, и над Ним насмехаются, Его заушают, Его бичуют, на Него клевещут, у тебя нет силы сказать, что ты знаешь Его? И петух запел, и вспомнил Петр слова Господа, и вышел, и оплакал с глубоким покаянием свой грех. Видите, насколько ничтожен человек? Сегодня он кажется сильным, а завтра, когда его не осенит сила Христова, - совершенно бессилен.

Думали ли вы, осознали ли вы, как Он был Распят? Какими ужасными были Его боли, когда эти варвары распяли Его на Кресте и прибили Его, живого, коваными гвоздями - не сегодняшними гладкими, а теми, первобытными и зловещими гвоздями. Представьте, как Кровь Его разлеталась и разбрызгивалась повсюду. Подумайте о Его муках, когда подняли Крест, и вся тяжесть Его Тела держалась на гвоздях, которые открыли эти огромные раны! Как это было ужасно!

Один, всецело истощенный, Он с такой любовью, с таким незлобием, с таким долготерпением и великодушием претерпевал это мученичество, когда гвоздями пронзали Ему руки и ноги, когда шипы тернового венца вонзались всё глубже в Его пречистую главу, со всей скорбью, которой был исполнен Он от бесчестия со стороны всего облагодетельствованного народа! Один, лишенный всякой человеческой поддержки и помощи!

Вы видите, что Его оставленность со стороны учеников и облагодетельствованных Им людей была еще одним видом жестокого мученичества. Странное дело - апостолы, которые были мужчинами, которые, как можно было полагать, должны были стать Его непосредственной поддержкой, бежали, в то время как немощный род женщин, Его Мать и мироносицы, были теми, кто предложил поддержку, кто усладил боль у Креста.

И тогда произошло великое землетрясение, потряслась земля, солнце померкло - говорит Писание - гробы отверзлись, мертвые восстали и явились многим. Произошло потрясение всего мира. И Дионисий Ареопагит, находившийся тогда в Александрии, сказал, видя все эти знамения: «Или мир кончается, или страждет Бог». А когда позднее апостол Павел пришел в Афины и проповедовал Евангелие, и говорил о знамениях Распятия Христа, тогда Дионисий воскликнул: «Воистину проповедуемый Павлом есть Сын Божий, есть Бог!» И тогда уверовали многие.

Мы видим, что на Кресте Христос наш дошел до того, чтобы сказать: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» Не то, чтобы Бог нуждался в помощи людей, но Он хотел показать, что человек со своей немощной природой, каким бы сильным он не считался, поднимая свой Крест, иногда доходит до состояния истощения. Зачастую человек приходит в тупик и говорит те же слова: «Боже мой, Боже мой, для чего Ты меня оставил?»

Даже самый духовный и самый сильный человек приходит иногда к изнеможению. И тогда он нуждается в неком Киринеянине. Он нуждается в помощи благодати Божией, потому что ему необходимо продолжить борьбу, вынести искушение, которое он испытывает до последнего издыхания. Потому что всякое искушение приходит с определенной целью и для смирения, по попущению Божиему. Ведь как возможно, чтобы человек был искушаем и подвергался опасности без того, чтобы была на то воля Божия? Как и Христос сказал - ни волос с головы, ни лист с дерева, ни птица не упадет без воли Божией.

Преподобный Исаак Сирин говорил: «Знай, что, когда к тебе придет искушение, которое ты не можешь вынести и молишь Бога избавить тебя от него, в зависимости от того, насколько большим будет искушение, ты лишишься и соответствующей благодати». Он имел в виду, что соответственно брани, которую ты явишь, преодолевая искушение, испытание, ты и будешь увенчан, получишь награду, получишь место, стяжаешь дерзновение перед лицом Божиим. А если ты сдашься и скажешь: «Боже мой, останови искушение, не могу больше вынести» и тебя Он услышит, знай, что на этом остановится и польза, которую ты бы извлек. Что же это значит? То, что в искушениях следует молиться, чтобы Бог дал нам терпение и просветил, и просить, чтобы Он сам завершил их, когда Он хочет, и также нам следует размышлять о Крестной Жертве Христовой, потому что таким образом мы изменимся.

Когда христианин так размышляет об этих Страстях Христовых и живет ими, когда делает их своим сознанием и жизнью, когда размышляет, что Сам Бог на земле претерпел всё это мученичество для него, то сердце его исполняется веры и Божественной истинной любви. Он воспринимает великую мудрость, божественную мудрость, и сердце его трепещет и горит от любви Христовой. Многих отцов Церкви и подвижников, находящихся в безмолвии в чистоте жизни, это поучение о Страстях Христовых возвело к великому боговидению.

Был один аскет, который испытывал большое затруднение от искушений и печалей со стороны людей. Он подвизался, чтобы выдержать натиск искушений, помыслов, сатанинских побуждений к тому, чтобы возмутиться и взроптать против Бога. И во время молитвы на ночном бдении от усталости он склонил голову и закрыл глаза, сам того не понимая. И увидел перед собой Господа на Кресте, точно, как это было при Распятии. И Христос повернул Свою голову направо и сказал ему: «Всё то, что с тобой происходит, разве не вытерпишь ты ради Моей любви? Как же я терпел человеческую неблагодарность, и злобу, и нечестие, и от всей души простил моих распинателей? Ты ради Моей любви не вытерпишь, не простишь, не перенесешь и не возблагодаришь?» И тогда подвижник пал к окровавленным ногам Христа, касаясь и лобзая их, обещая терпеть до самой смерти.

Когда Моисей вывел из Египта народ Израильский и повел его, по воле Божией, в землю обетованную, то народ, испытываемый Богом – верен ли он Ему и любит ли Его, - стал роптать в испытаниях. То же делаем и мы, и первый я, когда ропщем и говорим: «Почему Бог так испытывает меня? В чем я перед Ним провинился? Разве другие лучше меня, что наслаждаются благами, а я, который сохраняю заповеди Его, бедствую?» И так мы теряем нашу награду. Роптали и израильтяне, и говорили: «Что ты нас привел сюда в пустыню? Не было гробов в Египте, и ты пришел похоронить нас здесь? Лучше дыни и лук Египта, чем манна, которую ты нам обещаешь, и Земля Обетованная, где будут течь мед и молоко».

И Господь, чтобы научить и образумить их, послал им наказание из змей, которые жалили их, и умирали те, кто роптал. Тогда Моисей, сострадая народу, встал на колени и попросил: «Боже мой, избавь от этого искушения. Воспрепятствуй змеям жалить людей. Прости их!» Бог сказал: «Сделай медного змея, подними его на шесте и крикни народу: «Кто посмотрит на этого змея, тот исцелится от укусов, нанесенных змеями». И, действительно, Моисей сделал медного змея, поднял его высоко, и те, кто смотрели на него, исцелялись.

Этот змей был прообразом Мысленного Змея - Христа, который был вознесен на Кресте. Это упоминает и Христос в Евангелии, чтобы возвестить значение Своей Жертвы: «И как Моисей вознес змию в пустыни, так должно вознесену быть сыну человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». То есть как Моисей вознес высоко змею и те, кто смотрел, исцелились, так и Я, Христос, Мысленный Змей, должен быть вознесен на Кресте. И те из вас, кто будет смотреть с верой на Меня на Кресте, излечится от укусов змей греха и не умрет, но обретет жизнь вечную.

Как же излечивается человек? Глядя на Распятого, будем помышлять о том, что это мы виноваты, что привели туда Бога. И ради нас Он вынес всё это, по любви к нам, для нас, кто не достоин принять эту Жертву Его! Больше всех людей я виновен в том, что произошло, в том, что претерпел Бог на земле! Когда мы отправимся на Суд Его, чтобы быть судимы, Он явит нам Свою Пречистую главу с ранами от тернового венца, Свой прободенный копьем боқ, Свою избичеванную спину, святые руки и ноги Свои, пронзенные ужасными коваными гвоздями! Что же нам тогда сказать, что ответить Ему? Что сделали мы ради Него? Чем ответили? Что предложили Ему взамен? Я лично, говорю за себя - ничего. Уйму грехов приносим. Вот какое наше воздаяние! Вместо манны - желчь. Он нам дал манну, всего Себя, а мы Его поливаем желчью своих грехов. Это наша «благодарность» за Его Божественное распятие!

Любовь Божия должна не просто затрагивать нас, но всецело охватывать и преобразовывать духовно, чтобы переживать ее на деле, прежде всего - в нашем сердце, с благодарностью к Нему, и далее - с любовью ко всем людям.

Когда я вижу Распятого, Нагого на Кресте, когда я вижу, сколько Сам Безгрешный Бог перенес от людей, когда я вижу Его любовь, унижение, смирение Его и думаю, что ради меня Он был распят из-за любви, что Он простил своих распинателей, простил апостолов, которые оставили Его, простил неблагодарность и нечестие всех людей, говоря: «Отче, отпусти им. Не ведают бо, что творят», как же я не претерплю, если меня унизят, если меня осмеют, если меня оплюют, если со мной что-то сделают?

Раз и я ученик Христов, и крещен во Имя Его, и считаюсь Его чадом, и унаследую Царствие Небесное, возможно ли, чтобы я предстал ленивым и бесчеловечным, и не простил того незначительного, что мне сделал мой брат? Никогда! И, взирая так на Распятого, я меняюсь внутри, сердце мое смягчается, и любовь разливается во мне. И в эту минуту я могу побежать, покаяться и положить поклон перед моим братом, обнять его и сказать: «Брат мой, прости меня за то, что я тебе сделал то-то. А если и ты мне что-то сделал, то Бог да простит тебе!»

Когда человек находится не в присутствии народа, но в тишине своей келии, в час молитвы, когда мысленно пройдет за всей этой цепью событий и этапами Распятия, и его осенит Благодать Христова, то он пребывает вне себя. Он переживает это состояние в реальности, и тогда глаза его становятся двумя потоками слез покаяния, боли и сострадания этой Крестной Жертве нашего Христа.

Что же последовало за Распятием? Воскресение. Так что и для всякого, кто распнет свои страсти и умертвит их, как умерщвлен был Христос, последует воскресение души его. Знаете, что означает воскресение? Если Христос прольет на сердце хотя бы малейшую частичку воскресной радости, если Бог даст и человек вкусит ее, то он действительно в сердце своем почувствует Рай, в полном значении этого слова, по слову Христову: «Царствие Божие внутри нас есть». И когда я восчувствую это? Когда воскресну? Тогда, когда я возьму свой Крест. Когда постражду то, что претерпел и Христос, тогда я познаю Его Воскресение.

«Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному». Что это мы говорим, что видели Воскресение? Но как же мы видели Воскресение? Воскресение каждый познает только внутри своего сердца, когда действительно ощущает Воскресшего Христа и всё Царствие Его внутри себя. И тогда человек становится совершенно чуждым миру. Мирские дела его не интересуют. Он ходит по земле, но ум и сердце его пребывают на небесах.

Мы видим подвижников, которые пережили столькие бедствия, держали пост, совершали бдения, претерпевали болезни без лекарств и врачей и т. д. И со всем этим трудом, аскезой и страданиями - как справлялись они? Они размышляли о Кресте, и чрез созерцание переносились на небеса, и говорили: «То, что здесь, - ничтожно перед тем, что на небесах!» Многие святые мученики, многие воины Христовы благодаря этому размышлению ощутили великую Божественную любовь и выдержали мучения от тиранов, и удостоились мученического венца. И святые сорок мучеников говорили: «Заледеневшее озеро, но горяч и сладостен Рай!»

Мучения настоящей жизни являются временными, но радость и наслаждения — вечны. У всех нас есть искушения, у всех скорби, огорчения, одно, другое. Не бывает головы без боли, а сердца без огорчения. Однако, когда мы претерпеваем всё это ради любви Христовой с терпением и смирением, то удостаиваемся через это Царствия Небесного. Поэтому Бог попускает искушения и скорби, чтобы у нас было слово для оправдания, дабы испросить себе упокоения на небесах.

Это размышление нам понадобится и сейчас, но еще больше понадобится позднее. Почему? Потому что нас ожидают многие беды, трудные и скорбные дни. И тогда Распятый Христос восторжествует в том, кто Его возлюбит, кто с верой и жертвенностью возлюбит Страдания Его. Как возможно, чтобы размышляющий о Страдании и Любви Христовой не исповедал Его и не принес себя самого в жертву? Кто от Него отречется? От Него отречется тот, кто отречется от этого размышления.

Согласно Апокалипсису Иоанна и пророчествам святых, мы ожидаем Антихриста. И пусть он придет. Потому что он придет для того, чтобы «протестировать», проверить людей, насколько они веруют во Христа. Подвиг будет состоять в вере в Божество Христа нашего.

Итак, позаботимся о том, чтобы размышлять о Распятии Христовом, мысленно созерцать Его страсти, проживать их внутри себя, дабы мы могли постепенно избавиться от ужаливаний греха. И, таким образом, когда мы исцелимся Кровию Христовой, да будем готовиться дать последнюю битву, которая нас введет в Царствие Его. Аминь.

Старец Ефрем Филофейский, «Искусство спасения», том 2, издание монастыря Филофей, Святая Гора Афон

Все новости
  • Монашество