Кто более виновен в распятии Иисуса Христа – иудеи или Пилат?
Распятие Христа Спасителя – величайшая трагедия. Конечно, основная вина ложится на иудейских первосвященников, принявших решение о выдаче Иисуса Христа римскому прокуратору для казни (сами они по законам Римской империи не имели права вынесения и приведения в исполнение смертных приговоров). Им не нравилось учение Христа о Царстве, которое не от мира сего, их мечты были о земном царстве, свободном от власти Рима, занявшем его место в мире. Они не могли принять того, что Мессия, Которого они ожидали, пришел не могущественным Царем, а смиренным Учителем. Отсюда их ненависть к Христу Спасителю.
Вина Пилата заключается в том, что он осудил на мучительную крестную смерть Того, в чьей невиновности сам был уверен. В Евангелии говорится об этом: «Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины» (Ин. 19:4). Согласно Римскому праву, которое должно было являться основой его деятельности, прокуратор Иудеи не имел права казнить невиновного. И то, что он, под давлением иудеев, шантажировавших его тем, что Христос называет Себя Царем Иудеи, и что, отпустив Его, Пилат выступит против Римского императора, принял решение о такой казни, делает его самого виновным в ней.
То, что прокуратор умыл руки, не освобождает его от вины. В Евангелии об этом так рассказывается: «Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие» (Мф. 27:24-26). Но вина в распятии Христа Спасителя лежит и на нем, и на иудеях.
Иеромонах Михаил (Чепель)