Кто хочет найти Бога, тот и в труде обрящет Его
Был один старец, который за некий проступок своей послушницы наложил на нее епитимью не выходить из кельи целый год. Если бы вы знали, какую благодать она получила от такого уединения! Келья освятила ее и подала ей преизобилие благодати.
Когда мы правильно подвизаемся в своей келье, в ней мы можем обрести очень много благодати. Келья — это ристалище, на котором душа ведет брань с искушениями и предает себя Богу. Кто вкусит этой борьбы, тот встретит много благодати и обретет упокоение. Но пребывание в келье должно быть с рассуждением, а не так, чтобы монахиня закрывалась в ней во время послушания и совершенно отстранялась от общей жизни в монастыре. Такое безмолвие неугодно Богу. Однако, когда у нее есть время, но она не затворяется в келье и бродит тут и там, это обнаруживает, что у нее нет никакого внутреннего делания и порядка в душе.
Так что требуется подвиг! Приступим же к борьбе ради нашего спасения, будем творить волю Божию и делать все прилежно и красиво.
Люди иногда говорят: «Посмотрите, какое прекрасное рукоделие. Сразу видно, что это из монастыря. Тонкая и опрятная работа — комар носа не подточит!» Как-то раз нам принесли рукоделие из приюта. Оно было так тщательно изготовлено, что невозможно было отличить лицевую сторону от изнанки. Когда мы прилагаем усердие к нашему рукоделию, тогда в душе водворяется мир и покой; когда же мы небрежны к нему, тогда душа ощущает беспорядок и обличение совести.
Поэтому ко всякому труду нужно приступать со страхом Божиим и вниманием, чтобы он получался на совесть.
Будем хранить порядок и класть каждую вещь на свое место. Мы всего лишь немощные люди, и искуситель нередко приносит нам нерадение во время послушания; как следствие, мы теряем внимание и пребываем в рассеянности. Такое пренебрежение и безразличие является грехом.
Расскажу вам про одну женщину, которой однажды было видение. Это была святая душа, которую звали госпожа Севастия. Она была вдовой, и у нее была дочь по имени Ника. Девушка устроилась на работу в городе Серрес и позвала мать жить к себе.
Не зная, что мы основали монастырь, в видении она оказалась в некой обители, и узрела там очень красивую Жену в черном монашеском облачении. Она держала золотое кадило и, обходя вокруг, кадила окошко каждой кельи с большим вниманием и благоговением. Севастия спросила эту Жену:
— Кто ты такая и что ты кадишь?
— Я – Богородица Одигитрия, нахожусь в Портарье, где те девушки, которых ты знаешь (и назвала их по имени), и сейчас я кажу их кельи и их защищаю.
— Что это за сон я видела? — недоумевала Севастия. — Ну-ка, пойду спрошу, где эти девушки. Где Мария? Что с ними стало?
И потом, когда она спросила и разузнала про нас, все оказалось так, как сказала ей Богородица в сонном видении.
Видите, как Богородица невидимо нас защищает! Мы Ее не видим, но Она всех нас видит, весь день Она рядом с нами, оберегает нас от ненависти диавола и во всем печется о нас. Она является экономом и домоправительницей нашей обители, Она приносит нам все необходимое, чтобы мы ни в чем не имели нужды. Мы становимся свидетелями стольких чудес!
Как же мы должны Ее радовать, благодарить Ее! Как же прилежно мы должны делать наше скромное рукоделие, без небрежения и лени! Труд следует сопровождать молитвой. Кто хочет найти Бога, тот и в труде обрящет Его.
А если человек не трудится, но шатается туда и сюда, то это признак, что у него в душе беспорядок; своим поведением он выражает пренебрежение к Богу. Нередко к нам приходит нерадение и леность. Это оттого, что диавол особенно искушает нас духом лености. Он приносит нам помыслы, и мы начинаем любопытничать, почему одна сестра такая, а другая сякая.
Когда старец Иосиф Исихаст вставал утром, проведя до этого всю ночь в бдении, он сразу брался за рукоделие. Потом он вкушал немного пищи и снова принимался за рукоделие. Он вырезал деревянные крестики и отправлял нам. Мы их даже одно время продавали. Очень красивые получались кресты! Наш старец Ефрем мне рассказывал, что после ночной молитвы он первым делом хотел заниматься рукоделием, потому что, занимаясь трудом, он вступал в общение с Богом.
Сколько шагов делает человек в сторону Бога и в какой мере потрудится ради Него, в такой же мере и Бог воздаст ему. Если сестра нерадива и говорит: «Пусть кто-нибудь другой сделает это», — то знайте, когда придет час ее исхода, она не будет иметь никакого духовного «багажа». Как мы потрудимся, то и представим Богу. Все, что мы даем ближнему, принимает Сам Бог, и никакой труд не проходит зря.
«Всякая милостыня принимается Самим Богом!» — говорила нам крестная сестры Евпраксии. У нее было видение, что она умерла, и Ангел вознес ее на небо. Там он показывал ей разные вещи, которые она когда-то раздавала как милостыню.
Так, однажды она дала ребенку моток ниток, чтобы его мама заштопала ему пятки на протертых носочках. «Скажи, погибло ли что-либо из твоей милостыни? Вот смотри, все здесь!» — сказал Ангел Господень. Она смотрит и видит: вот спички, вот лук, вот хлеб, вот нитки. Вот одеяла, матрасы — целая куча всего.
— Не твое ли все это? — спрашивает Ангел.
— Мое.
— Разве хоть что-то пропало зря?
— Нет.
Потом он продолжил: «Иди посмотри на церкви, которые ты убирала, приводила в порядок и зажигала в них лампадки. Иди же, взгляни — эти церкви с горящими в них лампадами ждут тебя». И она увидела на Небесах все те церкви, за которыми она ухаживала, и души всех тех людей, которым она давала хлеб и которых кормила кашей во время голода. Они появились пред ней с зажженными свечами и встречали ее. «Вот здесь все те, которых ты кормила когда-то», — сказал ей Ангел. Так что, видите, никакое доброе дело не проходит всуе.
За одну чашу холодной воды, которую мы подадим ближнему, Бог воздаст нам в сто раз больше (ср. Мф. 10, 42). Если мы будем читать и изучать Святое Евангелие, храня и исполняя его заповеди, мы будем летать, как на крыльях, чтобы дать водички, угостить и позаботиться о приходящих к нам паломниках. О, сколько радости это будет доставлять нам!
Все, что человек дает своей рукой, все что делает по благословению, все его духовные подвиги (поклоны ли, или четки за ближнего) — все это он встретит на Небесах. Это особенно касается наших молитв за усопших, которые ждут нашей помощи. Да и весь мир имеет такую нужду в молитве, что это невозможно выразить на словах! Если бы вы только знали, как спешат святые днем и ночью, чтобы помочь нам!
А мы помогаем ли другим нашей молитвой? А приходим ли мы читать имена? Подвизаемся ли мы соединиться с Богом, чтобы через это помочь другим душам? Ведь так много почивших людей находится в аду, в огне и во мраке...
Расскажу вам и про одну пару, которая приезжала недавно к нам. Зайдя в монастырь, они представились:
— Благословите. Мы родом из Северного Эпира. Но мы уже давно там не живем.
— Заходите, садитесь. Вы в курсе, как страдают там люди? Сколько лет прошло с тех пор, как вы уехали оттуда?
— Уже сорок лет, — ответил он.
— У вас есть там близкие?
— У меня там есть двоюродные братья, но у меня нет от них никаких вестей. За все это время я получил от них только одно письмо, в котором говорилось об их свадьбе. Моя мама умерла там. Ее похоронили без отпевания и могильного креста.
— Давайте я дам вам почитать одну книгу про Эпир. Увидите, как заболит ваша душа и как вы будете плакать из-за того, какие лишения претерпевают христиане в тех краях, как переживают там люди; вы вспомните церкви, в которые ходили, и узнаете, во что они превратились сегодня.
Еще я рассказала им, что в тех краях проповедовал священномученик Косма Этолийский. «Да что вы говорите!» — отвечал бедолага.
У него было такое доброе произволение, такая святая душа, никого не было, кто бы просветил его. Они были настолько изумлены, что стояли передо мной, как малые дети, и слушали меня, широко раскрыв глаза. Предложили дать мне свой адрес и номер телефона, чтобы быть на связи.
— Ах, — говорит бедняга, — вы не представляете, как вы помогли моей душе! Я недавно был в отпуске в Пилионе, куда я приехал чтобы сменить атмосферу и оздоровиться, но посещение вашего монастыря произвело на меня намного большее впечатление. Ваши слова доставили мне великую радость и растрогали меня до глубины души.
Мы, конечно, ничего из себя не представляем, но давайте хотя бы будем сочувствовать страдающим и молиться за них, чтобы оказать им посильную помочь. Этим мы будем исполнять волю Божию.
Старица Макрина (Вассопулу), «Слова сердца», издание монастыря Филофей, Святая Гора Афон



