Любовь за любовь
Молодой Азамет был любимец своего государя, турецкого Султана. В короткое время достиг он самых высших чинов, и наконец, сделался великим Визирем, то есть первым по Султане человеком во всем государстве.
Как скоро Азамет получил сие достоинство, то последуя совету друга своего, мудрого Узбека, он хотел сделать многие учреждения, служащие к пользе отечества. Однако знатные его неприятели начали стараться свергнуть его. Им удалось сие: Азамет лишен был чинов и имения.
В бедности и не видя ни от кого помощи, оставил он Константинополь, скитался несколько времени по разным местам, и наконец, поселился в некоторой уединенной долине между каменистыми горами. Он жил там в небольшой хижине, которую сам себе построил, и обрабатывал малую полосу земли на берегу ручья, протекающего мимо его жилища.
Друг его, печалясь о его несчастии, долго не мог узнать, где он живет. Наконец получив о том известие, Узбек поспешил сыскать его. Он застал Азамета работающего на небольшой своей пашне, и кинулся в его объятия. Оба они долго не могли от радости выговорить ни одного слова.
Наконец мудрый Узбек вскричал:
– Любезный Азамет! Я вижу, что ты принес добродетель свою с собою в сию пустыню. Веселое твое лицо показывает мне, что она утешает тебя в лишении почестей и имения. Но могла ли она тебя утешить и в потерянии сообщества? Как можно быть счастливым, не видя себя любима другими?
Азамет признался, что только потеряние друзей трудно ему было сносить.
– Между тем, – примолвил он. – нет такой дикой и неплодоносной земли, где бы не росла любовь, если только умеешь посеять семена ея.
Друг его не вразумел, что хотел он чрез то сказать.
Между тем приблизились они к его хижине, и услышали ржание молодой лошади, которая бежала к ним навстречу. Она остановилась пред Азаметом, ржала и делала скачки, как бы желая сказать, что она радуется возвращению господина своего.
Вскоре по том прибежали с луга две коровы, и пошли подле Азамета. Казалось, что они требовали от него ярма на свои рога.
После того две козы со своими козлятами соскочили с горы и прибежали к своему господину. Они прыгали около него, как бы не зная, что делать от радости. К ним приобщились пять овец, и также прыгали около Азамета.
В то же время прилетело несколько голубей, которые сели к нему на плечи и на руки, и целовали его своими носиками.
Когда вошли они на маленький дворик, то домашний петух, увидя их, поднял громкий радостный крик, на который сбежались все курицы и изъявляли радость свою обыкновенным своим голосом.
Но все сие было ничто в сравнении с любовью, какую оказали Азамету две белые его собаки, выскочившие из хижины. Они не выбежали к нему навстречу, как бы желая показать тем, сколь верно охраняли они его жилище. Но тогда пришли они от радости вне себя. Они лаяли, бегали без памяти вокруг его, и вдруг приползали к его ногам и лизали их. При малейшей от него ласке, бегали они около хижины, лаяли изо всея силы, и потом выбившись из сил, опять ложились к ногам своего господина.
Узбек тронут был сим даже до слез.
– Ты видишь, – сказал ему Азамет, – что я таков же, каков был с самого детства, то есть друг всех живых существ. Я желал, чтоб люди меня любили, но судьба разлучила меня с ними. Что ж должен я был делать? Невозможно мне было жить без взаимной любви. Я делал добро сим тварям, и наслаждаюсь теперь их благодарностью. И так ты видишь, что и между сими дикими необитаемыми горами пустыня моя не может назваться гробом. Я жив еще, дорогой мой Узбек! Я жив, потому что я люблю и сам любим.
Из первого в России журнала для детей “Детское чтение для сердца и разума”