«Любящий Бога любит и брата своего»
B сегодняшней нашей беседе вспомним слова «апостола любви» о любви Божией, в которой все мы, люди, так нуждаемся, и не только чтобы познать ее, но и чтобы жить ею.
Святой апостол Иоанн - возлюбленный ученик Иисуса, припавший к груди Христовой и дотронувшийся до сердца Его - принял любовь Его и поведал нам о ней. Он поделился любовью, рассеял ее по миру, и мир обогатился, узнав любовь Божию. Вот что он нам говорит: «Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь... и мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин.4:7-8,21).
Здесь апостол говорит нам, что мы должны любить друг друга, чтобы познать Бога. Ты хочешь знать, любишь ли ты Бога? Посмотри, насколько ты любишь брата своего, ближнего своего. Но люби его не потому и не тогда, когда он любит тебя, помогает тебе и милосерден, но когда тебя задевает, клевещет на тебя, осуждает и причиняет тебе зло. Христос говорит, что когда нас обижают и огорчают, тогда нам нужно любить.
Так поступает и Отец наш Небесный. Посылает дождь и солнце и праведным, и неправедным, и грешным (Мф. 5:45). Не держит зла на человека, когда тот отстраняется от Него и живет в бесчестии, но посещает его разными способами, использует каждый способ и метод, чтобы привести его к Себе и быть еще милосерднее с ним. Если Бог так поступает с каждым человеком, говорит Христос, должен и ты поступать подобным образом, если хочешь быть чадом Божиим. Бог - наш Отец, Тот, кто привел нас к бытию, и, следовательно, мы должны быть похожими на Него, приложив усилия, снискать божественные добродетели и, как подобные Ему, вернуться к Подобному, к Тому, на которого мы похожи.
Христианин, имеющий ту любовь, что его возродила, чувствует в себе Бога любви, знает Бога и молится с дерзновением. Разве есть большее счастье, которое может ощутить смертный человек!
Стало быть, наслаждается счастьем тот, кто любит. Он не испытывает страданий. Страдает же тот, кто питает ненависть, кто чувствует злобу, зависть, ревность, кто омрачается злом по отношению к ближнему своему. Любовь питает человека, а ненависть и зависть делают его несчастным. Поэтому кто любит, исполняя завет любить ближнего своего, тот счастлив, тот радуется и наслаждается любовью Божией. В свою очередь это есть и предвкушение, и залог будущего счастья.
В мире ином, в торжествующей Небесной Церкви, в ангельском мире все святые и все спасшиеся души ничем другим не будут наслаждаться, кроме как Богом любви. Они будут насыщаться любовью как к Господу, так и ко всем Его спасшимся творениям, пребывающим там. То есть будешь видеть в другой жизни своего брата и радоваться славе его, а он в свою очередь будет видеть твою славу, и радоваться, и ликовать. Всё окружающее будет прекрасным, и ты будешь знать, что никогда не уйдешь оттуда, что это не закончится, будет вечно и бесконечно.
Настоящей любовью Божией будет этот Рай. В другой жизни души будут чувствовать Бога соответственно мере добродетели и мере любви к ближнему здесь на земле. Как говорят Отцы о грядущем, о вечном - разница в наслаждении Богом не будет видна извне, не будет зрима, но будет в сердце. Как все мы видим глазами солнце, но каждый видит его в зависимости от здоровья глаз, так и Солнце правды и любви будет распространять свой свет и любовь на всех святых, и каждый будет наслаждаться им вечно по мере своей добродетели и по мере того, насколько он потрудился здесь на земле.
Будем молиться Богу любви, чтобы Он дал нам Себя, дабы мы Его почувствовали. И когда мы почувствуем Бога, мы тоже предадим себя брату своему. Пусть Господь удостоит нас, чтобы открылся наш разум, чтобы мы поняли, чего Бог хочет от нас. Мы очень грешны, очень виноваты и за многое в ответе. И чтобы снять бремя греха, мы должны отдать себя ближнему своему. Как Христос отдал Себя ради нашего спасения и этим стяжал человека, так и христианин, отдавая себя брату своему, завоевывает его! Любовь покрывает множество грехов! И мы, бренные люди, земные и ничтожные, не можем предложить Богу ничего ценного. Если и есть у нас что-то ценное, так и оно принадлежит Ему. «Твоя от Твоих».
Пусть наша любовь воплощается на деле. Будем выражать ее не только словами, но простирать руку и помогать. Утешать больного, потерявшего надежду, отчаявшегося человека, которому грозит опасность быть увлеченным в ересь, и помогать ему спасти его душу.
У святых отцов и подвижников в пустынях была настоящая любовь. Мы же говорим о любви, и я первый, но не чувствуем эту любовь. В «Отечнике» есть одна история про святого игумена, очень любящего и очень духовного. В молитвах своих он просил Бога не разлучать его с его монахами в другой жизни. Он так их любил, что хотел, чтобы они точно так, как в этой жизни, жили вместе общиной и в Горнем Иерусалиме.
Просил он, молил, чтобы куда Бог решит поместить его, туда же отправил бы и его монахов. Господь внимал молитве его, но не соглашался ее исполнить, так как существовало большое различие в их духовном состоянии. И чтобы доказать, что жизни игумена не соответствовала жизнь его монахов, Бог послал ему следующее известие.
В одном из дружественных монастырей должен был состояться праздник, и, как делаем и мы, игумен отправил своих монахов вперед, сам же, будучи человеком пожилым, шел позади. Молодые монахи ушли довольно далеко. По дороге Господь отправил Своего Ангела в образе немощного старика. Проходя, монахи заговорили с ним:
- Здравствуй, дедушка, как ты?
- Куда путь держите, отцы?
- Идем на праздник, в такой-то монастырь.
- Ах, как бы и мне хотелось пойти туда, да вот ноги мои! Совсем не держат меня, а другого способа дойти у меня нет. К сожалению, буду здесь сидеть. - - Что же с тобой делать, дедушка, и у нас нет ничего с собой, чтоб тебя перевезти.
- Ничего, дети мои, идите. Пресвятая Богородица с вами! - И они ушли.
Через некоторое время игумен подходит на это же место и встречает этого бедного немощного старика.
- Здравствуй, дедушка!
- Здравствуй, старец. Куда идешь?
- На праздник.
- И я бы хотел пойти на праздник, приложиться, да вот ноги мне не в помощь.
- Я тебе помогу!
- Не можешь. Ты и сам не молод! Иди уж с Богом!
- Не проходили здесь монахи?
- Проходили.
- И не помогли тебе, не взяли тебя с собой?
- Нет, сказали, что нет у них возможности.
- Хорошо, тогда я тебя заберу!
- Иди уж, как ты сумеешь!
- Не пойду на праздник, если не возьму тебя с собой!
Поднапрягся, взял его на спину его и пошел. Поначалу груз был велик, но постепенно игумен почувствовал, что тяжесть стала уменьшаться, а после и совсем пропала. Вдруг видит игумен, что старец парит в воздухе и говорит ему:
- Знай, что нет соответствия твоей жизни и жизни твоих монахов. Так что больше не проси о том, чтобы быть вместе.
Сказал и исчез. Понял тогда святой игумен, что это был Ангел Божий, посланный ему в ответ на его молитвы. Такой ответ должен был дать Бог по справедливости Его, а совсем не то, о чем просил старец по любви своей к монахам.
Этот пример рассказывает нам, что каждому воздастся по трудам его. Здесь на земле случаются разные вещи, которые не видны, которые скрыты. Мы судим и делаем заключения, каждый в зависимости от того, насколько чисты его рассуждения. Бог же судит иначе, Он судит всех нас по справедливости. Поэтому то, к чему нам следует стремиться — чтобы я любил, чтобы я помогал, не судил, не осуждал, и пусть меня судят, и пусть осуждают, и пусть меня не любят.
Когда мы посмотрим, что сделал святой Серапион для ближнего своего, то хочется от стыда сквозь землю провалиться. Даже себя продал, чтобы выкупить плененную женщину! Отдал всё, что у него было, всю одежду, даже свое Евангелие ради других. А после продал и себя, Исполняя полностью заветы Евангелия. Мы говорим о любви, и первый я, но глядя на то, какие непостижимые подвиги любви Христовой совершал святой Серапион, просто не хватает слов. Пример его не просто «припер меня к стене», но буквально сровнял меня с землей. Вот у кого настоящая любовь! У того, кто продает себя во имя ближнего своего. Поэтому Христос сказал, что не существует выше любви, чем пожертвовать собой ради ближнего (Ин. 15:13). У этих святых отцов была настоящая любовь. Они были богами по благодати.
Особенно мы - монахи, которые, как считается, пришли сюда, чтобы блюсти святое Евангелие - должны настраивать нашу жизнь в соответствии с любовью. Во всех добродетелях, и, в частности, в любви, есть ступени, есть лестница. В любви сначала трудно, зато потом приходит время упокоения. Потому что когда во мне нет любви, то мучительно мне и в мыслях, и в воображении, и в моих предположениях.
Сегодня мы слышали, что долготерпение и доброта - это доказательства присутствия любви в человеке. Когда у человека есть долготерпение и милость, это показывает, что у него есть любовь. Когда же человек нетерпелив, когда требует быстрых результатов там, где их быть не должно, когда у него нет доброты, разной милости, когда он нетерпелив - ему не хватает любви. Нехватка любви к брату своему означает, что и к Господу любви не хватает. Потому что Бог - это любовь, и «пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (Ин. 4:16).
Один святой наблюдал как-то за душой, уходящей в другую жизнь и проходящей мытарства. И вот когда душа всё прошла, то «застряла», остановилась на последнем мытарстве немилосердия, а этот порок захватывает тех, кто не имеет любви, и попала в Ад. Очень опечален был святой, что так вот на последнем испытании душа ушла на муки вечные. Так оно и есть, дети мои, если не будет в нас любви, даже мученичество нас не спасет!
Святой Косма Этолийский говорил: «Я знаю, что есть две любви, которые спасают. Это любовь к Богу и любовь к ближнему». И еще: «Когда любим Бога и ближнего своего, тогда ничего нам не страшно».
Ранее отцы внимательно следили за тем, чтобы не расстроить ближнего своего, и делали всё возможное, чтобы не огорчить его. Они сами претерпевали невзгоды, лишь бы не опечалить брата, не ранить его, даже если он виноват. Потому что когда есть любовь, она научает нас правильно себя вести, и это смягчает боль и помогает в трудностях. И Господь, «испытующий сердца и утробы» (Пс. 7:10), видя такое наше расположение, посылает нам помощь и всё полезное.
Был как-то брат, который испытывал плотские брани и ходил постоянно к одному старцу, открывая ему об этом, а старец так ему говорил:
- Прогоняй такие помыслы молитвой и не огорчайся. Упокоение настанет, всё пройдет. Бог милостив, милосерден, Он тебе поможет! Я тоже испытывал сильную брань, но теперь я упокоился.
Брат приходил к старцу и говорил:
- Утомляю я тебя, геронда.
- Ну что ты, сын мой, когда возникают у тебя эти помыслы, приходи, пусть даже ты будешь рассказывать одно и то же, и я буду отвечать тебе одинаково, а Господь совершит чудо Свое.
Какое-то время спустя Господь призрел на любовь старца, а также терпение и старание брата, то, что он постоянно приходил со смирением на исповедь, и избавил его от борьбы с плотью. Мы видим, что именно любовь побеждает в мире, побеждает все бесовские вещи.
Почему? Потому что любовь - это Бог. Любовь и Бог едины. Не греховная и эгоистичная, а искренняя любовь, зиждущаяся на Христе. Потому что Христос стал человеком и пожертвовал собой из-за любви к нам. Мы так и не поняли эту тайну Божию. Конечно, это открывается человеку духовному, когда Бог откроет ему ум «к уразумению Писаний» (Лк. 24:45).
Мы это слышим как букву, как теорию, но когда проникнем в смысл, тогда буква становится духом, становится жизнью, становится состоянием, становится связью с Божественным, становится прикосновением Божиим! Что влечет за собой это прикосновение? Когда мы дотронемся до чего-то холодного, нам становится холодно, когда до чего-то горячего, нам становится горячо. Когда касаешься Господа и Он тебе кажется огнем, внутри ты тоже становишься огнем. Когда касаешься Его, и Он свет, ты тоже становишься светом, а когда касаешься Его, и Он любовь и Божественный эрос, то и в тебе воцаряются любовь и Божественный эрос!
О чем меня просит Бог? Чтобы я полюбил Его всем сердцем, всей силой и всем существом, и полюбил брата своего, как самого себя (Лк. 10:27). Что сделал Сам Христос, того требует и от нас возлюбить ближнего своего. И силы нам дал, да только мы не восприимчивы по своей воле. Это труд? Это поле, которое нужно вспахать и выдернуть чертополох с корнем голыми руками? Нет. Что Он говорит? Измени свой настрой, и я открою тебе Рай, отдам тебе Себя.
А мы этого не делаем, но напротив, ссоримся между собой, и бранимся, и достойны стыда и осмеяния. Не то чтобы солнце нам не светило, но мы по собственному желанию закрываем глаза и не хотим ни смотреть, ни греться, ни просиять от света Его. Предпочитаем быть в темноте, боремся в темноте в поисках виноватого. Не виноваты ни окно, ни солнце, всё дело в том, что ты сам не хочешь выйти из это круга, посмотреть за его пределы и стать сыном света.
Об этом повествует наше любимое Евангелие. Оно должно быть для нас излюбленным, потому что без этого компаса мы не можем идти. Как корабль не может путешествовать в океане без компаса, не зная, где находится полюс, который покажет ему ориентир, куда повернуть штурвал и нос корабля, так и мы. Без Евангелия в руках не имеем ни рулевого, ни компаса, ни полюса, ничего. Поэтому не будем тратить время. И в первую очередь я говорю это себе, чтобы и мне проснуться. Без любви мы ничего не сделаем.
В завершение я расскажу вам еще одну историю о жизни и жертве одного человека во спасение другого.
В прошлом люди путешествовали из одного места в другое на повозках и лошадях. Так как проезжать приходилось по местам, где промышляли разбойники, водились дикие животные и так далее, люди ездили вооруженными. Как-то в русской степи два человека, начальник и подчиненный, ехали в повозке, запряженной четырьмя лошадьми, и у них были припасы на время путешествия. И где-то в пути в пустынном месте нападает на них стая волков. Сначала люди отстреливались и удерживали волков на расстоянии. Затем, поскольку волки приблизились, бросили им имевшуюся еду. Волки всё съели и снова пустились за людьми. Тогда решили отдать двух коней на съедение голодным волкам, понимая, что иначе не спастись. Говорит начальник, который был добрым христианином:
- Слушай, у тебя есть дети, ты должен спастись! Перережем поводья одной лошади, садись на нее и скачи. Потому что если так будет продолжаться, съедят и нас обоих, и лошадей, которые запряжены и не могут быстро бежать. По крайней мере ты спасешься, ведь у тебя есть дети, а у меня нет детей, только жена. Ничего, если меня съедят.
- Но я же подчиненный, а вы такой хороший начальник...
- Нет, сейчас ты должен спастись! Я приказываю тебе перерезать поводья и бежать!
В конце концов он убедил подчиненного принять его жертву, с надеждой на то, что тот приведет помощь из ближайшей деревни. Итак, подчиненный перерезал ремни, оседлал коня и помчался. Волки не смогли его догнать, потому что тем временем принялись за другую лошадь и человека. Подчиненный добрался до деревни, начал кричать: «Волки идут в деревню, бегите».
Когда люди прибежали, чтобы спасти хозяина и лошадь, было уже поздно, волки их уже съели. На том самом месте, где погиб от волков этот человек, поставили памятник и написали на нем: «Положивший душу свою за друга» (Ин. 15:13). То есть этот христианин принес себя в жертву ради друга, ради своего ближнего. Эта жертва выше всех материальных вещей. Потому что сколько бы ты ни дал ценностей, душу и человека они не создадут.
Вот то немногое, что дал мне сегодня Бог поведать вам, чада мои. Надеюсь, Он благословит слово мое, как благословил пять хлебов в пустыне, чтобы насытить вас духовно. Пусть эта пища даст нам силу и энергию, чтобы превозмочь наши слабости, чтобы стать людьми Евангелия, людьми Божиими, чтобы хранить и придерживаться предписанного Господом. Аминь.
Старец Ефрем Филофейский «Искусство спасения»