Маленькое сочинение про любовь земную и про любовь Божественную (инокиня Ф.)
Сочинение на тему “Что такое любовь”, написанное послушницей Николо-Сольбинского монастыря.
«Будем внимательны друг ко другу,
поощряя к любви и добрым делам…»
(Послание ко Евреям 10:24)
Я долго думала, как выразить свои мысли на заданную тему: «Что такое любовь?» И наконец, решила нарисовать несколько картин, но не на холсте или бумаге, а в своем воображении. А чтобы и вы смогли представить себе эти картины, с Божьей помощью я хочу рассказать о них в своем маленьком сочинении.
На первой картине изображается мир в последние времена. Под ногами у людей рушится земля и проваливается в страшную тьму, в место вечных страданий, вечных мук. И вместе с огромными кусками земного пласта туда падают люди, потому, что они прикованы к этой земле, точно узники, толстыми неразрываемыми цепями. Несчастные, они ничего не могут сделать, эти цепи не разорвать, такие они прочные. И они падают, и падают вместе с разрушающейся землей во глубину адскую. Страшно смотреть. Но в этот же самый миг, другие люди, будто ангелы на своих крыльях поднимаются над разрушающейся под ногами землей и улетают высоко-высоко. Счастливые они! Их не только не сдерживают никакие толстые цепи, но у них еще и крылья есть. Вот такой несложный сюжет на этой картине, которую нарисовало мое воображение. Но что, же это за цепи, и что это за крылья?
Святитель Игнатий в 1 томе своих сочинений «Аскетические опыты» в статье о любви к ближнему говорит: «Естественная любовь доставляет любимому своему одно земное; о небесном она не думает». И еще: «Евангелие отвергает любовь, зависящую от движения крови, от чувств плотского сердца». Эта естественная любовь, как ее называет здесь Святитель Игнатий, любовь плотская, любовь противоположная любви Божественной выражается при-вязанностью, при-страстием. «В каких язвах — наша любовь естественная! Какая тяжкая на ней язва — пристрастие!» (Св. Игнатий). Эта приставка при- означает несвободу. А любовь Божественная дает крылья, которые возносят человека ко Господу в Царствие Небесное. И когда Небо не сможет больше терпеть зловония и смрада, исходящие от грехов человеческих, земля провалится в ад и все узники, привязанные к земле такими вот «при», провалятся туда вместе с ней, а те, кто обрел крылья божественной любви устремятся ввысь к Богу в Царствие Его.
Еще одна картина изображает источник, он почти иссяк, потому что его придавили огромным камнем. Это источник любви в нашем мире, и он действительно иссякает, придавленный огромным камнем человеческого эгоизма.
И я задумалась о том, что же такое любовь в современном обществе. Передо мной появилась новая картина: на земле лежит прекрасный нежный цветок белой лилии, а по ней ходят и ходят люди. Это есть любовь в нашем мире. Я бы сказала, что ее уже там почти нет. Это чистое святое понятие затоптали грязными сапожищами безнравственности, развязности и вседозволенности. И что больше всего удивляет – сейчас в мире очень много говорят о любви. Но что подразумевается под этим современным понятием? Зачастую за ним стоят эгоизм и страсть, то есть грех. Вместо любви к Богу эгоистичная любовь к себе, а вместо духовной любви к ближнему, любовь страстная.
В современном обществе стирается истинное понятие любви. Любовь подменили. Вместо нее появилась лже-любовь. А еще правильнее будет сказать антилюбовь. Потому что если Христос — есть любовь, то антихрист — есть антилюбовь. Вот что в современном мире теперь и происходит: воцаряется она эта самая антилюбовь. Истинную любовь, которую принес в наш мир Господь, она подменила собою, а имя той настоящей забрала себе. И вот я вижу эту картину, этот жуткий портрет. Сидит она теперь на троне, как языческая богиня, и упивается своей властью. И ей в жертву приносят тысячи и тысячи растленных душ. О ней снимают бесконечные потоки вредоносных фильмов и пишут такие же потоки мерзких книг. Повсюду звучит ее растлевающая музыка, завлекая в свои пагубные сети все новых и новых несчастных жертв. Ей даже установили день празднования, так называемый Валентинов День. Благодаря этому псевдопразднику слово «любовь» у современных людей ассоциируется с розовыми и красными сердечками. И все, кто верит ей, попадает под ее рабство, становится ее узниками.
Что же делать нам – тем, кто призван нести в себе последние капли того источника истиной божественной любви? Мы должны всячески убегать этой подмененной лже-любви, сопротивляться ее власти. Должны четко знать ее признаки, ее лицо и не должны обманывается, если она прельщает нас своей внешней красотой и выдуманным благоуханием. Должны четко знать, что под всем этим скрывается смрад, тление, смерть. Лже-любовь вызывает в нас все плотское, ветхое и греховное. Эта лже-любовь ищет себе жертв не только среди простых людей, мирян, она обольщает и обманывает и людей, отрекшихся от мира, посвятивших свою жизнь Господу. Вот что пишет Святитель Игнатий о таких людях, которые обманывались ею и погибали окончательно: «Многие подвижники, приняв естественную любовь за Божественную, разгорячили кровь свою, разгорячили и мечтательность. Состояние разгорячения переходит очень легко в состояние исступления. Находящиеся в разгорячении и исступлении многие сочли исполненными благодати и святости, а они несчастные жертвы самообольщения».
Мы должны знать, что истинная любовь зовет нас ко Господу. Это значит, что хочется мыслить о Боге, делать все свои дела и даже повседневные ради Славы Его, исполнять Его заповеди, творить Иисусову молитву, забывать про свои эгоистичные потребности. Здесь хочется привести слова Св. Игнатия: «…правильную любовь к себе заменили самолюбием, которое внушает нам стремиться к безразборчивому исполнению пожеланий наших, нашей падшей воли, руководимой лжеименным разумом и лукавой совестью. Мы увлекаемся и корыстолюбием, и честолюбием, и мщением, и памятозлобием, и всеми греховными прихотями!» Любовь Божественная человека делает неземным созданием, вот почему у него вырастают крылья. «Святая любовь — чиста, свободна, вся в Боге» – говорит Св. Игнатий.
И, наконец, последняя картина. На ней изображен темный дремучий лес, полный диких зверей. И сквозь его мглу пробиваются маленькие, но яркие огонечки, которые несут таинственные существа. Они похожи на светлячков. И в темноте и холоде мрачного леса теплое мерцание этих огоньков – единственное, что приносит надежду. Эти создания безропотно несут свои огоньки несмотря ни на что. Ничего не боясь, презирая опасности леса, их главная забота – следить за драгоценным огонечком, чтобы он не потух. Они знают, что страшный лес когда-нибудь закончится и наступит утро, и они придут в прекрасную страну, где все сияет в лучах Божественной любви. Они несут свой огонек туда, чтобы тот прекрасный мир стал ещё светлее.
Кто же эти существа? Это все те, кто несет в своих сердцах огонь истиной божественной любви, преодолевая тьму мирскую и различные преграды — ложь, лукавство, вражьи прельщения. «Причина этой святой любви — не плоть и кровь, не влечение чувств, – Бог» – говорит Св. Игнатий. Искорка этой Божественной любви есть в каждом человеке, но мало кто об этом знает. Еще меньше людей задумываются о том, как разжечь искру Божию, чтобы был огонь. Эта тайна хранится в православном христианстве, данная самим Господом через Евангельские заповеди* и передающаяся из поколения в поколение людьми боголюбовыми, святыми. Святитель Игнатий пишет: «Евангельские заповеди изгоняют из сердца плотский огнь, который очень скоро потухает при какой-либо, иногда самомалейший противности; но они вводят огнь духовный, который не могут погасить не только злодеяния человеческие, но и самые усилия падших ангелов. Пылал этим священным огнем святой первомученик Стефан. Извлеченный убийцами своими за город, побиваемый камнями, он молился. Последовали удары смертоносные; от лютости их пал Стефан полумертвым на колени, но огнь любви к ближнему в минуты разлуки с жизнью еще живее воспылал в нем, и возопил он гласом велиим об убийцах своих: Господи, не постави им греха сего! С этими словами первомученик предал Господу дух свой. Последним движением его сердца было — движение любви к ближним, последним словом и делом была молитва за убийц своих».
Истинная любовь вдохновляет нас на жертвы ради ближнего и на любовь к врагам, которая выражается искренней молитвой за них и добрыми делами. Афонский старец Порфирий говорил: «Истинные христиане, в душах которых обитает Христос, не способны ни к чему другому кроме как любить всех людей и даже своих врагов».
Любовь истинная, любовь от Бога, спасительная святая любовь никогда не иссякнет. Обращенная ко многим она не уменьшается. Об этом афонский старец Епифаний говорил: «настоящая любовь похожа на пламень свечи, сколько бы ты не зажег от нее других свечей, первое пламя остается целым, оно не уменьшается нисколько, и любая новая свеча имеет столько же пламени сколько и другие».
Афонский старец Иосиф говорил: «Когда благодать действует в душе молящегося, тогда изливается любовь Божия так обильно, что и не может человек удержать того, что чувствует. Потом обращается любовь эта к миру, к человеку, которого молящийся любит настолько, что сам желает на себя взять всю человеческую боль и несчастье, чтобы других освободить от них. И вообще, сострадает каждой скорби и тесноте и даже самим бессловесным животным так что и плачет, когда думает об их страданиях. Это свойство любви, которое приходит при молитве. Поэтому и преуспевающие в молитве не перестают молиться за мир. Именно благодаря им Бог продлевает существование мира. Хотя люди этого не сознают и не ценят праведников. Знайте же, что, когда они исчезнут, тогда придет конец мира».
Эти слова старца снова возвращают меня к первой картине, иллюстрирующую конец мира. Мы должны помнить, что мы не вечны, и если даже мы не доживем до всеобщего конца света, то все равно для каждого человека наступит конец его собственной жизни. Поэтому я хочу закончить свое маленькое сочинение словами Святителя Игнатия как пожелание всем нам стяжать в сердце своем истинную любовь: «Возлюбленный брат! Ищи раскрыть в себе духовную любовь к ближним: войдя в нее, войдешь в любовь к Богу, во врата воскресения, во врата Царства Небесного. Аминь».
Инокиня Ф.