Мат – национальная трагедия России
– В России чума мата. Неужели мы обречены всю жизнь прожить в этой словесной грязи? Матерятся все – от маленьких детей до стариков, военные, высшие руководители, деятели культуры. Это стало «нормой жизни». Неужели нельзя это преодолеть? Объясните, в чем суть этого мерзкого, скверного явления.
– Вопрос очень актуальный, потому что, на мой взгляд, мат стал для России национальной трагедией, так как он имеет здесь какой-то фактор особой устойчивости и даже развития. Это очень печальное явление. Мне много приходилось слышать рассуждений о том, что матерная брань является частью русского языка, это одна из форм его самобытности и самоидентификации. Категорически с этим не согласен. Мат – это какая-то короста на великом, богатом, красивом русском языке.
Мат разрушительно воздействует и на психику, и на физиологию человека. Сейчас много есть видеороликов, где родители снимают своих маленьких детей, а детки 3-5 лет матерятся. А родители хохочут! Вспоминаю себя: в 3-5 лет слово «дурак» боялся сказать, мне тут же по губам бы дали. Сейчас дети видят, что родители их в этом поддерживают, и думают, что мат это хорошо. На самом деле это страшно. Понимают дети, то что говорят, или не понимают – есть энергетика слова. Это как с алкоголем: если тот, кто его выпил, не понимает, что это такое, алкоголь все равно на него действует.
У многих подростков матерная брань считается символом мужественности, взрослости. Это проблема и юношей и девушек, выбравших ложный символ. В Библии, в книге Притчей Соломоновых, есть такие слова: «Смерть и жизнь – во власти языка» (Притч. 18: 22). Так вот у нас сейчас и в больших городах, и в глубинке такое ощущение, что мат победил русский народ. Он оскверняет русский язык, русский менталитет.
Матерная брань – особый грех; грех похотливых скабрезных слов, который не может быть нормой, даже если не осуждается обществом. Выражение, что в России матом не ругаются, а на нем разговаривают – это ложь. Есть, конечно, примеры подобных людей, но это не норма, а глубокая духовная поврежденность.
Мат – то, что требует преодоления, Русская Православная Церковь говорит об этом. В частности, вышла книга епископа Североморского Митрофана «Правда о русском мате», которую высоко оценил и рекомендовал к широкому распространению Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фонд Святителя Николая Чудотворца тоже активно эту книгу распространяет. Так вот, епископ Митрофан выдвигает положение о том, что мат – это антимолитва. Если молитва это разговор с Богом, то антимолитва – разговор с бесами. С точностью наоборот. С Богом нельзя разговаривать матом, мы этим отдаляем себя от Господа и теряем Его благодатную защиту перед силами тьмы. Слово зарождается в сознании человека, наше сознание повреждено первородным грехом, и мы еще больше ухудшаем его своими личными грехами, хотя Господь властен просветить наш ум, если мы будем Его об этом просить и к этому стремиться.
Мат несет в себе черную энергию, он разрушает наш организм, стимулирует низменные инстинкты. Когда человек постоянно матерится, то в его психике и в физическом здоровье возникает много сбоев. Есть гипотеза, что мат – наследие языческих верований, как славянских, так и индоевропейских; что эти слова использовались в магических обрядах. Эти слова использовались для наведения порчи, для разрушения потомства, недаром все они связаны с детородными органами. И статистика говорит о том, какое большое количество мужчин сегодня, в том числе совсем молодых, имеют серьезные проблемы в этой сфере. Происходят гормональные сбои и у женщин. В анонимной болгарской хронике, датируемой между XIII – XV веками, слово «изматерили» означает «прокляли», то есть мат использовался как своего рода ментальное оружие. В порочных социальных группах мат используется как средство идентификации «своего»: кто не матерится, тот «не свой». К сожалению, этот принцип работает даже в подростковых компаниях.
Мат провоцирует дурные поступки. Когда человек матерится, то он начинает все сильнее возбуждаться, а ответный мат является толчком к драке, поножовщине. Очень многие бытовые преступления начинаются с мата. Некоторые видят в мате определенную социальную защиту. Прячут за ним свои недостатки, думая, что через мат показывают свои браваду и «героизм». Это проявление внутренней неуверенности и поврежденности, которое в реальности ни от чего не защищает.
Часто ссылаются на русских писателей на то, что они матерились, называют А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, М.Ю. Лермонтова, В.В. Маяковского, С.А. Есенина… Но разве это люди, не имевшие недостатков? Разве ценность их творчества в том, что они матерились? Полагаю, что в отличие от современных представителей массовой культуры, большинство наших классиков понимали, что в мате ничего хорошего нет.
Многие матерятся в экстремальных ситуациях, этого не нужно делать, потому что через это человек отказывается от Божией защиты. Матерная брань – это форма проклятий, берущих свое начало с момента падения ставших демонами ангелов, которые восстали против Бога. Демоны не хотят единения человека с Богом, они используют для этого все возможности, в том числе и внушение того, что их язык проклятий – это норма. Нужно пробудить в себе совесть, это – возможность слышать в себе голос Божий. Гитлер говорил своим солдатам, что «освобождает их от химеры, именуемой совестью». А если совести нет, человек может стать хуже, чем самое опасное животное. Когда человек матерится, у него может появляться иллюзия притока сил, появляются эйфория, кураж, но это быстро проходит, наступает депрессия, уныние, разочарование, бессилие.
Мат снимает многие естественные границы, одна из проблем, берущая основу, разумеется, не только в мате, – это ранние половые связи, когда фактически дети, физиологически, как им кажется, готовые к такого рода отношениям, а духовно и психологически не готовые, переходят эту границу. Во-первых, это огромный стресс, потому что вне брака такие отношения разрушают человека. Подростки же на самом деле и физически к ним неготовы: гормоны, которые в них вырабатываются, предназначены для роста мышечной и костной массы. Мат может провоцировать подростков к поступкам, серьезность которых большинство из них не способны осознать, как и масштаб последствий, которые они за собой влекут.
Бездумное употребление матерной брани не означает ее безвредность. Это и проклятие говорящего, и того, о ком он говорит. Это и оскорбление им своей матери и Божией Матери. И оно имеет очень пагубные последствия. Употребляя мат, мы лишаемся благодатного покрова Божия.
Иеромонах Михаил (Чепель)