Молчать пред Богом
Перед своей смертью мой духовный отец, отец Афанасий, который болел некоторое время, написал мне записку: «Я познал тайну созерцательного молчания, я теперь могу спокойно умереть». И три дня спустя, на моих руках, он скончался. Вот это тайна созерцательного молчания.
Но ее надо искать. И искать так, чтобы все земное стало Царством Божиим, как в начале этой молитвы после принятия пищи говорится. Но мы можем подумать: как же так, как я могу надеяться на такое чудо приобщенности к Богу, чудо бесконечной Его близости, постоянной Его близости, даже в минуты, когда я не ощущаю ее? И не сознаю этого? И дальше молитва говорит слова, которые могут нас утешить: Но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир дая им, приди к нам и спаси нас… Так же как Ты пришел к Своим ученикам, приди и к нам и спаси нас.
Вспомним, что случилось, о чем речь: Христос был взят, Он был судим, Он был осужден на смерть, Его били, над Ним надругались, Его распяли на кресте. У этого креста была Матерь Божия, Которая безмолвно отдавала Своего Сына. Она знала, Кто Он, что Он - Сын Божий, Который Ею был рожден в мир для того, чтобы спасти мир. Сердце Твое пройдет оружие, - сказал праведный Симеон. И Она не противилась ни распятию, ни умиранию, ни смерти Божественного Своего Сына. Она Его отдавала для спасения мира.
Около креста находился также Иоанн, самый молодой из учеников, который был связан со Спасителем и Божией Матерью чистотой любви. В то время он еще не был Иоанном Богословом, он был юношей Иоанном, который так возлюбил Спасителя Христа, что не побоялся быть при Нем во время Его распятия, умирания и смерти, не побоялся последствий этого своего присутствия. Там же стояли женщины, которые шли за Христом и служили Ему еще с галилейских времен. В них тоже, как в Иоанне, восторжествовала любовь и не дала места ни страху, ни измене.
А где же были другие ученики? Один из них, Иуда, повесился за свое предательство. А другие десять спрятались в доме Марка, в ужасе, не понимая того, что случилось: они ожидали победы Христа, а Он всеконечно поражен, Он умер, ничего больше нет, никакой надежды… И что же будет с Его учением? Неужели Он и в Себе ошибся? И в том, что Он говорил о Себе? Неужели все, все, все было маревом, туманом, нереальностью? И что же с ними будет - они же открыто были Его учениками? Их будут искать, преследовать, может быть, так же распинать! В такой ужасной растерянности они были. С ними только одного не было, кроме Иуды и Иоанна, - Фомы, который пришел на следующий день. И вдруг перед ними - Христос, живой, в теле, но в теле новом, как бы обновленном, в теле, которое всецело пронизано Божеством. И первые слова, которые Он им сказал: «Мир вам…» И как они возрадовались: Христос жив, Он одержал победу! Весь страх с них спал, и ликование вошло в жизнь.
И вот, когда мы произносим эти слова: Яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир дая им - мы должны помнить, что можем произнести эти слова, даже если недостойны, даже если грешны, даже если отпадаем от Христа, не исполняем Его учения, бежим от опасности, от риска - Он к нам так же может прийти, как пришел к Своим ученикам, и Он нам даст мир, Свой, такой мир, который мир дать не может. И мы можем в безмолвии и ликовании тогда стоять перед Ним.
Вот как передо мной раскрывается эта простенькая молитва после вкушения пищи и почему ей мне хочется начинать все свои молитвы, после того как я постоял перед Христом, - да, перед Христом, Который пришел ко мне, недостойному, грешному, в каком-то смысле предателю, пришел ко мне и позволил мне стоять перед Ним: Я тут, не бойся.
То, что я вам сказал сейчас, для меня так важно, так значительно, и я надеюсь, что оно и для вас станет таким, и вам поможет - как меня научил отец Афанасий - молчать перед Богом… И только когда молчание станет глубоким - только тогда употреблять слова - которые это молчание уже не разобьют.
Митрополит Антоний Сурожский, «Не могу, Господи, жить без Тебя!»