Монашество на Руси
Монастыри у нас появились сразу после крещения, но родоначальником настоящей строго-подвижнической монашеской жизни на Руси считается тоже преподобный Антоний. Он был рожден в городе Любече нынешней Черниговской губернии и еще в юных годах, по влечению к иноческой жизни, отправился на Афон и там был пострижен в Есфигменской обители.
Когда он приобрел известную духовную опытность, постригавший его старец дал ему послушание идти на Русь и насадить иночество в этой новопросвещенной стране. Преподобный Антоний, придя в Киев, нашел здесь уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками, но ни одного из них не избрал себе, а поселился в пещере близ Киева, которая был выкопана пресвитером Иларионом, впоследствии Митрополитом Киевским (1051 г). Здесь он продолжал свои строгие иноческие подвиги, начатые на Афоне: пищей его был только черный хлеб через день и вода. Вскоре слава о нем разнеслась повсюду, и к нему стали приходить люди за духовным советом и благословением. Некоторые просились к нему на жительство, желая подражать ему в его подвижнической жизни. Один из первых сподвижников преподобного Антония был преподобный Феодосий, родом из Курска.
Когда число братии достигло 12-ти, преподобный Антоний удалился в затвор на соседнюю гору. Братия же избрали преподобный Феодосия игуменом, и он устроил монашескую жизнь на началах общежития. Число иноков все более и более возрастало, и так возникла знаменитая Киево-Печерская Лавра. По образцу Киево-Печерской Лавры стали возникать многочисленные обители во всех концах тогдашней Руси, а сама Лавра сделалась истинным духовным очагом и средоточием всей духовной жизни Киевской Руси. Из нее выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры, писатели и государственные деятели.
Такое же значение, какое имела в Киевской Руси Киево-Печерская Лавра, в Московский период русской истории получила Троице-Сергиевская Лавра, основанная знаменитым подвижником XIV века преп. Сергием Радонежским. Кто из русских людей не знает этого дивного подвижника, Игумена земли русской, подвизавшегося в глухом дремучем лесу, близ Радонежа, и благословившего князя Димитрия Донского на битву с татарами?
Троице-Сергиева Лавра в свою очередь распространила от себя во все стороны множество новых иноческих обителей, которые, помимо чисто духовного значения имели еще громадное государственное значение для колонизации и насаждения культурной жизни в диких северных и восточных окраинах России.
Особенно замечательными обителями, знаменитыми строгостью жизни, на севере России были: Валаам на Ладожском озере. основанный преподобными Сергием и Германом, и Соловецкий монастырь на Белом море, основанный преподобными Зосимою и Савватием.
Русский народ крепко полюбил монашескую жизнь и дал из своей среды целый сонм дивных подвижников.
В XV столетии появился у нас и особый строгий ревнитель иночества преподобный Нил Сорский, который составил свой Устав, или Предание о жительстве скитском.
Монашество у нас процветало, но дух христианского благочестия настолько проникал все стороны тогдашней жизни на Руси, что жизнь даже рядовых мирян во многом, не только по духу, но и по форме, приближалась к жизни монашеской. Так продолжалось до несчастного нашего сближения с Западом при Императоре Петре Первом.
На Западе в это время торжествовало повсюду возродившееся язычество под именем гуманизма, заветы христианские попирались и забывались, дерзко подымало голову циничное безбожие и безнравственность. Вот этот-то тлетворный дух и проник к нам с Запада через окно, прорубленное Петром в Европу.
Вся русская жизнь, насильственно ломалась и поворачивалась в чуждое ей и враждебное Православию западно-европейское русло. Тогда сильно пострадало и иночество, испытавшее на себе ряд смертельных ударов со стороны Правительства при Императоре Петре I, так называемых «временщиках», и Императрице Екатерине II. Дошло дело даже до того, что в монастыри было запрещено принимать кого бы то ни было, кроме отставных солдат и неисправимых пьяниц. Из 1200 монастырей, существовавших при Патриархе Никоне, было закрыто 815, т.е. больше, чем две трети, а от оставшихся монастырей отняли церковную землю и прочее недвижимое имущество.
Только со второй четверти XIX столетия русское иночество начало немного поправляться от нанесенных ему ударов. Центральным пунктом расцвета монашеской жизни в эту ближайшую к нам эпоху явилась знаменитая Оптина пустынь в Калужской губернии, прославившаяся своими прозорливыми и многоопытными в духовной жизни старцами Леонидом, Макарием, Амвросием и последними, Варсонофием и Нектарием.
Разразившаяся в 1917 году революция нанесла окончательно сокрушительный удар русскому иночеству. Монастыри были разграблены и уничтожены большевиками, монахи разогнаны. Внешне институт иночества был упразднен совершенно, но фактически монашество не исчезло: оно только ушло в катакомбы и, по нашим сведениям, далеко не малочисленно, что явствует хотя бы из сообщений советских газет и журналов об открытии и разоблачении, как они говорят, тайных монастырей, скрывающихся иногда даже под видом «колхозов».
Итак, вот какова в кратких чертах вся многовековая история монашества. На протяжении своей истории иночество пережило много перемен, разнообразилось по форме, руководствовалось различными уставами и правилами, но по духу оставалось всегда одним и тем же, верным себе. Сущность его: «Непрестанное умом и сердцем пребывание в Боге», по меткому определению епископа Феофана, оставалась всегда неизменной.
Архиепископ Аверкий (Таушев) (1906 – 1976 гг.)