Монашество V-IX веков
В V веке прославился Савва Освященный, названный так потому, что со званием инока он соединял сан священника. Он учредил иноческую обитель на потоке Кедронском близ Иерусалима. Обитель эта славилась своим богослужебным уставом, который получил широкое распространение на Востоке.
В VI веке замечателен преподобный Иоанн Лествичник, игумен Синайской Горы. Он составил известное руководство духовной жизни под названием «Лествица Духовная», от которой и сам получил свое прозвище.
К VI же веку и началу VII относится и преподобный Авва Дорофей, также известный своим весьма популярным между иноками творением под названием «Душеполезные поучения».
В VI же веке жил и еще один великий подвижник преподобный Исаак Сирианин, оставивший нам свои весьма назидательные, для безмолвников особенно, «Слова подвижнические».
В конце VIII - начале IX веков прославился знаменитый Игумен Студийского монастыря в Константинополе преподобный Феодор Студит, известный своей борьбой против иконоборчества. Число братии в его монастыре возросло при нем с 12 человек до 1000. Его монастырь отличался особой строгостью дисциплины.
Кроме отшельничества и общежития, монашество на Востоке выработало еще особые формы, так называемое столпничество и юродство во Христе. Основателем столпничества почитается преподобный Симеон, живший в V веке, который 37 лет подвизался в молитве, не сходя со столпа под открытым небом. Скудную пищу он принимал только один раз в неделю, а весь великий пост совсем ничего не вкушал. Он удостоен был дара чудес и пророчеств. После него замечательными столпниками были Даниил и Симеон Дивногорец, а в VII веке преподобный Алипий, подвизавшийся на столпе более 50-ти лет.
Наиболее видным представителем подвига юродства был в VI веке преподобный Симеон, Христа ради юродивый. Юродивые старались побороть в себе корень всех грехов – гордыню, и преимущественно гордость ума, а для этого нарочно принимали на себя вид людей, лишенных здравого смысла, чтобы за свои странные действия и поступки подвергаться со стороны людей насмешкам и поруганиям.
На Западе монашество распространилось под влиянием восточного монашества. Святитель Афанасий Великий во время пребывания там, в городе Риме описал жизнь преподобного Антония и возбудил во многих желание подражать его жизни. Много содействовали возникновению иночества на Западе еще знаменитые отцы Западной Церкви: Иероним, Амвросий Медиоланский и блаженный Августин.
Но западное монашество скоро приняло свои особые формы и направление в согласии с духом и настроением западного человека. Такое приспособление восточного монашества к условиям западной жизни было сделано преподобным Венедиктом Нурсийским, жившим в конце V - начале VI веков. Он дал западному монашеству более практическое направление. Устав святого Венедикта не отличался такой строгостью, как уставы Восточные. Он не требовал от монахов таких тяжких лишений, а заповедовал только благочиние, воздержание и трудолюбие. По уставу Венедикта монахи должны были заниматься обработкой земли, переписыванием книг и обучением детей, а папа Григорий Великий предоставил им еще и миссионерскую деятельность.
Самый замечательный и притом многовековой оплот монашеской жизни, существующей до сего времени, как бы своего рода монашеское царство, это святая Гора Афон, Афон представляет собой самый восточный гористый полуостров из числа трех полуостровов, врезавшихся в Эгейское море со стороны Македонии. По преданию Сама Пречистая Матерь Божия посетила Афон, нарекла его Своим жребием и предсказала здесь расцвет монашеской жизни, обещая быть небесной Покровительницей живущих здесь иноков.
Первые исторические сведения об афонском монашестве относятся к VII веку, когда Император Константин Погонат отдал эту гору для обитания монахов. Из подвижников этого раннего времени славится преподобный Петр Афонский, проживший на Афоне 53 года. Особенно увеличились поселения на Афоне в эпоху иконоборчества, ибо сюда удобно было скрываться инокам от преследования правительства.
Из подвижников IX века особенно известен преподобный Евфимий, как устроитель монашеской жизни. В это же время Афон получил важные льготы от византийских императоров. Василий Македонянин отдал весь афонский полуостров в исключительное пользование монахов, а при Императоре Романе Старшем афонские иноки были освобождены от всяких податей и повинностей.
Наиболее строгую организацию афонское монашество получило во второй половине X века при святом Афанасии Афонском. Был организован так называемый Протат, состоявший из собрания всех афонских игуменов, который и управлял Афоном, как высшая судебно-административная власть.
В 1046 году был введен на Афоне строгий устав. По этому уставу раз и навсегда строго были запрещены на Афоне всякие мирские занятия и увеселения и навсегда был закрыт вход на Афон женскому полу не только людей, но и животных. С этого времени начинается особенный расцвет монашеской жизни на Афоне, который поистине сделался святой Горой, как он именуется в этом уставе. К началу 1-й мировой войны на Афоне было около 10000 иноков и из них больше половины русских.
Афон сыграл громадное значение в возникновении и развитии иноческой жизни у нас на Руси.
Архиепископ Аверкий (Таушев)