На Новый год
На каждой службе есть слова такие: «Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим». Сегодня уместно просить у Господа лета начинающегося совершенна, мирна и безгрешна.
Таких дней в году у нас есть три. Поскольку у нас есть еще и юлианский календарь – на Василия Великого с 13 на 14 января еще один Новый год. И еще у нас есть первое сентября – Церковное Новолетие. Таким образом, у нас есть несколько возможностей в году просить у Бога благословить наступление нового года.
Кроме того, каждый из нас празднует свой день рождения. Это наш личный Новый Год. Тоже ровной меркой обрезаются куски нашей жизни. Есть возможность оценить прошлое и приготовиться к будущему.
Василий Великий – отец наш во Христе – говорит, что плохо закончится то, что плохо началось. Но даже и хорошо начатое плохо заканчивается часто. Потому что, по дороге успевает испортиться. Но есть надежда, что у хорошо начатого больше вариантов закончиться хорошо. Поэтому, мы в этом намерении и сегодня собрались на богослужение. В намерении получить благословение Бога Вышнего на начало нового лета. Мы все-таки в основном живем по гражданскому календарю. На работу ходим, в отпуска ездим, зарплату получаем. И прочее, прочее. И считаем рабочий стаж и годы своей жизни – по этому календарю. По которому сегодня и начинается Новый год.
Что мы сегодня можем с вами? Смотреть назад и смотреть вперед. Назад человек смотрит как правило с сокрушением. Вперед – с надеждой. Не думаю, что у нас есть какие-то совершенно легкие года прожитой жизни. Не думаю, что даже этого стоит ждать. Но «легкое» – это одно. «Благословенное» – это другое. Бывает, что оно и – тяжелое, но – благословенное. Поэтому, мы просим с вами не легкости, а – благословения. И прощения того, что – за спиной. За спиной у человека, главным образом, горечь от ошибок или печаль от несделанного. Но жить нельзя в прошлом.
У Чехова есть любопытное психологическое замечание. Он говорил: «Русский человек не любит жить. Русский человек любит вспоминать о жизни». Действительно, когда люди проживают свои дни, они говорят: «Да что за жизнь? Ерунда какая-то!» И так эту жизнь бедную со всех сторон ругают. Но потом, по прошествии пяти, десяти лет: «А вот помнишь? Было время, что мы с тобой? А помнишь было? А помнишь было?» В армии, когда человек служит, он ее терпеть не может. Отслужит – и в фонтане купается. С радостью. С гордостью. Мы отслужили! Мы сделали! Когда обычная жизнь идет, когда мы ее «живем», мы не умеем ее ценить, любить и благословлять. Но потом!! «Потом» – мы оглядываемся и начинаем байки травить про наши прошлые подвиги. И это плохо. Надо уметь жить, а не вспоминать о жизни. Нужно уже вылезать из прошлого и идти вперед. Наше прошлое будет Бог судить. Мы не можем даже оценить его. Может быть, мы сумели бы в своей жизни сделать какие-то очень важные шаги, если бы мы сумели оценить правильно наше прошлое. Поэтому, что можно про прежнее сказать? Одно только: «Прости меня, Господи!» А вот дальше – «Господи, благослови». Повторяю, дальше не обязательно будет легко. Главное, чтобы было благословенно.
Мне тяжело мерить время человека годами. Трудно говорить: «Давайте подведем итоги ушедшего года». Это можно делать в школе или на предприятии. Бухгалтер подсчитал прибыль. Это кусок канцелярской жизни, который можно оставлять в стороне. А человеку оценить свою жизнь годами, в принципе, невозможно. Что такое год? Бывает, что за день столько с человеком произойдет, что все остальное забудешь. А бывает – полгода живешь, живешь, живешь… и ничего. Трудно мерить жизнь годами. Нам нужно каждый день начинать заново. У нас каждый день может быть Новый год. Святой Димитрий Ростовский говорил: «Если ты не приучишь себя забывать прежнее, если не научишься каждый раз начинать заново, то не зайдешь в Царство Божие». В Царство Божие удобно входит тот, кто имеет мужество начинать постоянно заново. Нужно иметь мужество – начинать заново. Постоянно. И не ждать Нового года для этого.
Мы сегодня пришли с вами ночью в храм. Когда-то это было таким вызовом для людей. Люди шампанским бахают. Веселятся. Засыпают в одной квартире – просыпаются в другой. Где я?
Сколько грехов совершается на Новый Год. Ужас один. А у нас нет. Мы собрались ночью в храме. Сказали: «Господи, помилуй. Подай, Господи. Благослови, Господи». Это, на самом деле, великий вызов. Вызов всей нашей цивилизации. Наша цивилизация построена на накоплении удовольствий и на растрачивании времени. Самое страшное дело человеческой жизни – это думать о важных вещах. И в праздники это все очень видно. А какие-то чудаки – не сидится им дома – собрались в храм Божий. Помолились. Это был вызов всей нашей цивилизации. Но сейчас таких храмов много. Уже привыкает народ потихонечку по ночам собираться на молитву. Церковь вышла из ночных молитв. Люди берегли свою веру и берегли свою жизнь. Церковь вся целиком вышла из трехсотлетних молитв ночью. Начали молиться днем только при Константине Великом – уже никого не боясь. Христиане находят вкус в ночных богослужениях. Они понимают: день – это день, суета, усталость. А ночь – это ночь. Если ты пришел ночью в храм – ты пришел молиться.
Вот мы сегодня с вами совершаем вещь, важную для себя самих и для всего мира. Как бы это ни было – мы молимся. Пусть наши молитвы не очень сильные. Но мы молимся о мире всего мира. О всех и за вся. За всех живых. За всех усопших. Силуан Афонский еще имел силу молиться за всех, не родившихся. Пытался молитвой охватить всех от Адама. Всех тех, которые жили уже, живут сейчас и еще будут жить. И Церковь в своей сокровенной тайне так и молится «О всех и за вся».
Мы свои просьбы сегодня принесли в надежде что наше будущее лето будет благословенным. Чтобы не было тяжелых греховных падений. Чтобы мы с вами возрастали в вере и добродетелях. Чтобы задуманные вещи у нас потихоньку получались. Быстро нельзя, это неполезно человеку. Но постепенно, помаленьку, с трудом, со скрипом. Чтобы все, что нам нужно, у нас получалось. Чтобы нас радовали наши дети. У кого есть внуки – и внуки. Чтобы семьи имели мир. Чтобы люди находили помощь Божию на всякое время и на всякий час. Мы просим этого у Бога.
Что нам этот год даст? Что он там нам готовит? Дай нам мудрости и силы, дай терпения. Дай всего необходимого. Дай всем нам, Господи. И – слава Тебе.
Я вам желаю жить осмысленно, внимательно, молитвенно, жизнью со страхом Божиим. Чтобы вам было жить в руках Господних не страшно и интересно. Храни Христос всякую душу верующую! Дай вам Бог жизни не страшной и интересной!
Протоиерей Андрей Ткачев