Начался Рождественский пост
С огромной радостью хочу поздравить всех с началом Рождественского поста – временем духовной радости для тех, кто решит использовать его дни для того, чтобы разобраться в себе, стать ближе к Богу, терпимее к другим людям. Каждый из больших постов – определенный духовный этап нашей жизни, пройдя который каждый из нас должен дать самому себе отчет. Пост предполагает духовную бдительность. Пост – это не только радость, но и испытание нас на прочность. На постящегося могут обрушиться разные неприятности, а иногда и беды, возникают несостыковки во всех делах, ничего не получается… Это демонические силы стараются отвлечь человека от поста. Но Господь помогает тем, кто следует за Ним, и не допускает, чтобы испытания были выше наших сил.
Слишком часто мы говорим о том, что можно есть, что нельзя, можно ли помазать пищу подсолнечным маслом, а если да, то сколько граммов масла можно вылить в еду… Эти вещи не имеют никакого отношения к нашему спасению. Пост помогает нам подготовиться к великим событиям церковного года, этот пост – к празднику Рождества Христова. Весь пост мы идем к этому радостному событию. За богослужениями уже с 3 декабря – всенощного бдения накануне праздника Введения во храм Прсвятой Богородицы – звучат рождественские песнопения. «Христос раждается – славите, Христос с Небес – срящите» – эти слова первого рождественского ирмоса напоминают нам о близости Рождества Христова.
Митрополит Антоний Сурожский (Блум), один из самых известных православных проповедников двадцатого столетия, так говорил о Рождестве Христовом: «Мы привыкли думать о смерти, как о трагедии, а о рождении ребенка – как о радости, которая наполняет дом и выходит за собственные пределы, и распространяется на тех, кто способен отозваться радостью на радость благословенных родителей.
И вот в Рождестве Христовом, в этом празднике, который грядёт на нас шаг за шагом и приносит начало новой жизни, нового взаимоотношения с Богом не только для нас, но для обновления всего мира, всего сотворенного космоса, радость и трагичность переплетаются. Каждый из нас рождается в мир из небытия сначала просто в бытие, а затем, шаг за шагом, во всё большую глубину и простор жизни, до дня, когда будут преодолены все ограничения этого тварного, а затем падшего мира, и мы войдем в бескрайность жизни, которая есть любовь. Ибо, в конечном итоге, любовь – это ни что иное, как ликующая радость торжествующей жизни, победившей всё и способной поэтому отдаться, отдаться без остатка. А Христос пришёл из самой полноты Божества, той полноты, о которой мы и помыслить не можем и которая есть Любовь, которая есть Вечность. И пришёл Он в этот мир с тем, чтобы умереть – этим и трагично Его Рождество, тогда как мы приходим в него для того, чтобы жить. <…> Своим приходом Он явил бескрайнюю заботу Божией любви к нам. Он не Творец, Который навязал нам существование, а затем наблюдает невзгоды нашей жизни, чтобы в какой-то день поставить нас на суд. Он – Творец, Который открыл перед нами путь в жизнь, путь к любви, путь к победе. Он приходит к нам и открывается таким, каким мы Его и помыслить не могли. Он принимает образ раба, Он подлинно становится одним из нас. Его тело подобно нашему, и Его ум, и сердце. Он – один из нас во всем, кроме того, что Он также и Бог, и Божеством пронизаны Его ум, и сердце, и тело, и вся Его природа. И открывая нам в плоти Своей, что Он есть, Он открывает нам о Боге нечто, чего мы и вообразить себе не могли: Бога, Который ради любви готов отдать нам Себя неограниченно».
Вспомним волхвов, которые принесли Богомладенцу дары – золото, ладан и смирну. И мы призваны принести Богу дар – наше сердце; нашу искреннюю любовь к Нему и к людям вокруг нас.
Воздержание в пище имеет вспомогательное значение, направленное на то, чтобы мы сумели отвлечься от повседневной суеты, перестроить наше мышление. Кроме того, это и вопрос дисциплины, которая везде важна, в духовной жизни особенно. Но нужно помнить, что пища не главное в посте. Некоторые не могут во всей полноте соблюдать ограничения в еде, предписанные постом в силу болезни, например, сахарного диабета. Это не повод ни для уныния, ни для того, чтобы совсем не поститься. Пост не только в качестве пищи, но и в ее количестве. И это время для молитвы и для совершения добрых дел.
В пост нужно усиливать наши молитвы. Если мы этого не сделаем, то простое воздержание от нищи будет не полезно, а возможно и вредно для души: либо возникнет гордость за свои «достижения» в ограничении от продуктов питания, либо раздражительность по причине того, что питание ограничилось, а духовной замены недостающего нет, либо еще что-то. Нужно пробудиться от духовной спячки, которая своего рода аналог духовной смерти, потому что если нет духовного бодрствования, мы не видим того, как грех входит в нашу жизнь, а каждый грех – это то, что, разиваясь, нас убивает.
Из книги иеромонаха Михаила (Чепеля) «Человек в поисках истины»