Нас озаряет свет Фавора
Над галилейскими холмами возвышается гора Фавор, где произошло одно из самых таинственных новозаветных событий — Преображение Господне, когда Христос видимым образом явил людям Свою Божественную сущность. Он приоткрыл Своим ученикам тайну вечного бытия, полноту и сияние славы божественной, чтобы они и все Его последователи уразумели: не простой человек пред ними, а Творец неба и земли, Сын Божий.
Незадолго до Своих крестных страданий на эту гору Иисус привел трех учеников — Петра, Иакова и Иоанна, и преобразился перед ними: Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить (Мк.9:3). Он стоял, окруженный сиянием неизъяснимого света, который не ослеплял, а наполнял душу небесным покоем и блаженством.
Из Евангелия мы знаем, что сначала ученики на горе Фаворской уснули, но когда вдруг открылись у них глаза, то они увидели не того Христа, с которым были изо дня в день. Они увидели, что лицо их Учителя сияет не земной, а небесной славой, сияет как солнце, и одежды Его блистают светом такой белизны, какой не бывает на земле. То есть это не просто какой-то свет, это свет неземной, нетварный свет благодати Божией, сияние Божие, которое было приоткрыто ученикам. Вот так и человеческое естество некогда, в вечной жизни, будет сиять небесной славой.
Славу Свою Господь явил ученикам прежде Своего распятия, чтобы показать, что страдания и смерть Он принял добровольно. Им нужно было осознать, что распинать будут не люди, не предатель Иуда — Любовь Божественная сама пошла на это страдание, ибо Господь Сам о Себе сказал: Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимет ее у Меня, но Я Сам отдаю ее (Ин.10:17-18). Вспомним, когда в Гефсиманском саду Петр схватил меч, чтобы защитить Христа, Господь остановил его: Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть? (Мф.26:53-54). То есть Бог может спасти человека только тогда, когда Сын Божий возьмет на себя все грехи рода человеческого и пострадает за него, чтобы иметь право миловать без наказания тех, кто выберет путь жизни.
В дивных песнопениях в честь праздника Преображения мы слышим такие слова: «Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый ученикам Твоим славу Твою, якоже можаху», — то есть насколько это было для них возможно. Почему добавлены эти слова? Потому, что ограниченные человеческие чувства и ум не в состоянии познать бесконечного Бога во всей Его полноте и красоте. Бог открыл Свою славу людям настолько, насколько они могли вместить.
Каждое слово Евангелия, описывающее Преображение Господне, исполнено глубокого смысла. Христос перед Преображением восходит на гору высокую. Святые отцы говорят, что и всякий человек, который хочет увидеть славу Божию, должен стремиться к преображению своей жизни, к изменению своего естества: привычек, наклонностей, своей воли и чувств, должен подняться на вершину горы духовной. И тут надо потрудиться, потому что только тот человек сподобляется видения славы Божией, кто совершает труд добродетельной жизни, труд стяжания евангельской простоты и чистоты жизни. Без труда, без пролития крови не бывает откровений Господних. Это и значит: «и возвел их на гору высокую». Тяжело туда было подниматься, но плод сего был — боговидение. Вот и в нашей жизни тяжело нам подниматься по ступеням христианских добродетелей, но конец всему этому — радость Божия, Царствие Небесное, утешение Господне.
Кого взял на гору Фаворскую Господь? Взял не всех Своих учеников, которых было двенадцать, а только троих из них: Петра, Иакова и Иоанна. Священное Писание сообщает нам: и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними (Мк.9:2). Не кого-нибудь, а Своих особых учеников, тех, которые по толкованию святых отцов олицетворяют главные евангельские добродетели. Петр имел крепкую веру в Господа, он первым сказал: Истинно Ты Сын Божий (Мф.14:33). Апостол Иаков — первый христианский мученик, он пошел на страдания за Христа, имея глубокую надежду на Бога, на то, что невозможно убить человеческую душу, потому что она бессмертна и Богом призвана к вечной и блаженной жизни. Апостол Иоанн — возлюбленный ученик Господа нашего Иисуса Христа, Апостол любви, как называет его наша Церковь. Любовь является венцом всех христианских добродетелей. В этом и заключается весь смысл Боговоплощения — Христос пришел для того, чтобы сотворить нового человека, живущего по закону любви. Этим ученикам — Апостолу веры Петру, Апостолу надежды Иакову, Апостолу любви Иоанну — явил Господь Свою Божественную славу, потому что этим добродетелям — вере, надежде и любви, открываются тайны будущего века.
На Фаворе Господь пребывал в Своей вечной славе, в вечном сиянии Своего Божества. Он показал непостижимое человеческому уму вечное сияние божественного света и даруемую им неизреченную радость. Петр только и мог воскликнуть: Наставник! Хорошо нам здесь быть (Лк.9:33). Царствие Божие — это и есть невыразимая радость, о которой человек только и может сказать — «хорошо нам здесь быть». Насколько было возможно человеческому естеству и уму вместить в себя полноту бытия Царствия Божия, настолько Господь и открыл славу Своего Божества. Чтобы Его последователи никогда не унывали, не страшились Его крестных страданий и не отступили от Бога в тот момент, но вечно взирали на славу Его Божества и укреплялись в вере, в надежде и любви.
В жизни каждого христианина, истинно подвизающегося в исполнении заповедей Божиих, есть свой Фавор, свое преображение, есть такая мера благодати, от которой человек в восхищении сердца может воскликнуть: «Хорошо нам здесь быть». Где же Господь дает нам такой Фавор? В великом, непостижимом, чудотворном, преображающем Таинстве Причастия Тела и Крови Господней, когда мы, подобно ученикам Христовым, предстоим перед престолом, как они на Фаворской горе. И каждого человека, каким бы грешным он ни был, просветит благодать Божия, если он будет приступать к Чаше Господней с чувством смирения и искреннего покаяния. Часто мы преображаемся после истинной, сердечной покаянной молитвы, когда мы не просто молимся по «Молитвослову», потому что это всего лишь трамплин, только разогрев двигателя, а нам надо двигаться дальше. Для беседы с Богом из нашего сердца должны изливаться слова такой глубины и силы, чтобы душа наша озарилась Божией благодатью.
Многие из нас, надеюсь, испытывали этот небесный Фавор. Необходимо Господа за это благодарить и прославлять, как это делали Апостолы: после Преображения пошли в мир, исполненный злобы и безверия, и возвещали славу Божию, потому что их осеняла Божья благодать. В этом теперь и состоит наша человеческая задача — прийти к преображению своей собственной жизни, которая порой запятнана грехом, исковеркана всяческими страстями и бедами. Для того Господь наш Иисус Христос и пришел в этот грешный мир, чтобы преобразить его изнутри, чтобы каждый из нас стал таким человеком, каким задуман Богом — способным вместить неизреченный свет Славы Божьей.
Наш христианский долг состоит в том, чтобы, глядя на нас, кто-нибудь смог узнать это сияние Царства Божия. Это очень тяжело. Один из святых отцов сказал так: «Пусть ваше лицо, сияющее добротой, говорит вместо ваших слов». Как далеко до этого в нашей сегодняшней повседневной христианской жизни! Но это возможно, и к этому должно стремиться, надо бороться за свое спасение до конца жизни, не унывая, не отчаиваясь из-за неизбежных падений, потому что Господь взирает именно на наше желание спастись.
Дай Бог, чтобы свет Евангельской жизни, свет Фавора хоть немного светился в нашей душе. На Фаворе раздался голос Отца Небесного: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф.17:5). Это сказал Сам Живой Бог, и сказал не только Апостолам, а тебе и мне. Поэтому скажет Он прощать — прощайте, скажет терпеть — терпите, скажет не завидовать — не завидуйте, скажет благотворить — творите благие дела, скажет носить тяготы друг друга — так и поступайте. Этот голос Божий мы должны слышать и исполнять Его повеление, потому что Сын Божий заплатил за нас ценой собственной жизни.
Апостолы видели приоткрытое Царствие Божие только на мгновение ока и тут же упали на лица свои, потому что не могли понести славу сияния Божества. Когда же они подняли головы, то увидели, что с Иисусом Христом беседуют Моисей и Илия, и в этом тоже есть особый смысл. Пророк Моисей на Синайской горе беседовал с Богом и получил от Него заповеди Божии, написал их на скрижалях каменных и на скрижалях своего сердца и передал израильскому народу. Слышал он Божий глас, но не видел Бога лицом к лицу. Пророк Илия, как говорит Священное Писание, на огненной колеснице был восхищен на Небо и доныне живым пребывает там неизреченным и неведомым для нас образом.
Мы, православные христиане, самые счастливые люди в мире, потому что нам даны силы, помощь Божия и великие обетования, нас всех ждет вечная жизнь. Какими мы можем быть в этой вечной жизни — Господь открыл на Фаворе. Об этом очень хорошо сказал святитель Григорий Богослов: «Фаворским чудом Господь показал, каковы будут одежды славы, в которые в будущем веке облекутся приближенные к Богу, и каково одеяние безгрешности». К чему должен стремиться христианин? К преображению, к изменению своего естества, так что и тело будет сиять этой вечной славой, и душа будет преображена. В Евангелии мы читаем, что даже ризы Спасителя стали блистающими как снег, а это значит, что весь мир вещественный ждет преображение. Не только душой мы воскреснем, но и телом, ибо это непреложная истина. Господь говорит, что каждому подобает принять все, что он с телом сотворил: доброе или злое. Так что и тело будет принимать участие в этой великой, неизреченной, никогда неоскудевающей жизни. Залогом, началом этой жизни является наш Фавор, наше преображение души здесь на земле.
Сейчас у нас и есть время выбора. У нас сейчас происходит внутреннее преображение и изменение, мы готовимся к вечной жизни по мере своих немощных сил, но эти силы укрепляет Господь в великих Таинствах — Покаяния и Причащения, которые в мгновение ока преображают человеческую душу. Как только человек от чистого сердца называет свой грех с желанием оставить его, то рукою Божией тут же этот грех раз и навсегда изглаживается из книги жизни. И пусть никто не унывает, что бывают у него грехи, немощи, оплошности. У всех есть возможность быть во всегдашней чистоте, потому что покаянные слезы, как говорят святые отцы, омывают всякую скверну и преображают нас вновь и вновь. Какая бы жизнь у нас ни была, в какие бы грехи и беззакония мы ни впадали, мы должны помнить, что Господь готов принять всякого кающегося человека.
Нужно изменяться, подвизаться, преображаться до самой смерти, до последнего издыхания. Как бы человек ни пал, есть у него возможность этого дивного преображения. Всем возможно войти в славу Божию и увидеть Царствие Божие, которое исполнено света, сияния, тихой благодати, о которой только и может человек сказать: «Хорошо нам здесь быть». Этой радостью надо делиться с теми людьми, которые пребывают во тьме неведения и безбожия, которых свет Фаворской радости еще не достиг.
Наша с вами жизнь должна постоянно преображаться, особенно нужно преображаться своим умом, чтобы он служил Господу день и ночь.
Находимся ли мы в дороге или в трудах, всегда должно быть у нас тайное поучение. Читайте наизусть псалом, который знаете, то или иное место из Священного Писания. И так можно постепенно приучиться всегда быть в памяти Божией, а через это прийти и к деланию Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Вот так мы будем восходить на гору высокую в нашем собственном сердце, и тогда нам Господом, как на Фаворе, будет открыто самое главное и существенное — видение своих грехов, которых у нас как песка морского. Потому что, по большому счету, мы с вами по своей немощной, поврежденной природе только одним языком говорим, что мы грешные, а до глубины души это еще у нас не дошло.
Трудиться надо и над преображением своей воли, чтобы она из немощной и расслабленной стала твердой и мужественной. Начинать можно с малого: исполнять заповеди Божии без всякой лености и промедления, не откладывать того, что в силах сделать сегодня, на завтра. Есть у нас молитвенное правило — исполняем его, есть заповеди, врачующие нашу волю, следуем им, не раздумывая, нравится нам это или нет.
Также надо преображать свои чувства, чтобы они служили Господу. Не надо давать волю нашим очам, чтобы они взирали на то, что не положено: ни на чужую жизнь, ни на чужую жену или мужа, а зреть только туда, куда мы когда-то возвратимся и помышлять в себе: «земля еси и в землю отыдеши» (Быт.3:19).
Ушами своими не слушать ничего, кроме того, что нам заповедано святыми отцами и Церковью. Слово Христово да вселяется в вас обильно (Кол.3:16), — так говорит апостол Павел. Вот и будем слушать поучения Евангелия, внимать богослужению, и на это свой слух распространять, а не на клевету и осуждение.
Своим языком мы должны день и ночь Господа прославлять, творя молитву. Помните, как заканчивается Псалтирь Давида: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Вот тогда сердце, ум, чувства и воля — вся наша сущность будет потихоньку преображаться из ветхого человека в нового, из человека, живущего по страстям, мы будем преображаться в человека, живущего по заповедям Божиим.
Трудно нам из слепцов стать зрячими, так как требуется очищение ока души — ума. Очищение же проходит через горнило скорбей, искушений, унижений.
Епископ Феофан Затворник пишет, что часто у нас скорби и радости сменяют друг друга, как черное с белым, как день и ночь, постоянно перемежаясь. Господь, чтобы мы не забывали, что эта земля не наше пристанище, а только временная гостиница, часто допускает скорби и болезни, отрывающие нас от привязанности к земле, от текущих дел. Когда положение наше стабильно, нам кажется, что и благополучие, и здоровье будут у нас всегда в порядке. Но вот мы теряем одно, другое и через это понимаем, что все в жизни временно, кроме вечного Бога.
Преображение Господа нашего Иисуса Христа совершилось не ради Него Самого, не ради Его славы, потому что если к солнцу добавить еще свечу, от этого ему сияния и славы не прибавится. Преображение было ради нас с вами, ради тех, кто последует за Христом, чтобы величие Божие, Его благодать и сила являли себя в немощи человеческого естества. Чтобы показать, что Божественная сила вместе с волей человека способна на такое преображение, которое откроет нам дорогу в Царство Божие.
Вспомним и о тех преображениях, которые были в истории нашей Церкви: Матфей-мытарь, сборщик налогов, стал апостолом Христовым и Евангелистом; апостол Павел, упавший на землю Савлом, но вставший апостолом Павлом, принявшим Бога в свое сердце. Вспомним разбойника на кресте, безумного лиходея, ставшего в один миг исповедником Христа и первым вступившего в рай. Вспомним преображение воинов и сотника, которые стояли при Кресте Господа и, увидев, какие невероятные события сопровождают распятие этого, казалось бы, беспомощного человека, уверовали в Него как в Бога. Сотник Лонгин, возвратившись на родину, стал проповедовать там Евангелие, и по проискам иудеев был обезглавлен. Вместе со святым мучеником Лонгином пострадали и два других воина, также уверовавшие во Христа.
Произошло преображение самое главное — души. Вспомним великого язычника, превосходившего своей нечестивой жизнью, может быть, всех современников, но уверовавшего во Христа и ставшего нашим прародителем — святого благоверного равноапостольного великого князя Владимира, крестившего впоследствии Русь. Вспомним Моисея Мурина, разбойника, ставшего преподобным отцом, вспомним преподобную Марию Египетскую, святого Киприана Карфагенского, который был волхвом, но стал святителем церкви. Можно привести тысячи и тысячи примеров, когда простые грешные люди силой Преображенного Бога преобразили свою жизнь и стали наследниками Христовыми. Так что не надо ссылаться на тяжелую жизнь, на сложные обстоятельства, а постараться следовать этим прекрасным примерам.
Не только в церковной жизни, духовной жизни есть это удивительное слово — «преображение». Иногда, просыпаясь после темной ночи, вдруг видим сияющее солнце, росу на траве и с душевным восторгом говорим: «Как все вокруг преобразилось!» Когда после затяжной тоскливой осени выпадает первый снег, мы радуемся: «Как все вокруг преобразилось!» Даже в светской, повседневной жизни, когда женщина пришла на работу в новом красивом платье, сослуживцы заметят: «Как ты преобразилась!» Когда совершается иноческий или монашеский постриг, человек становится совершенно иным, и слово именно такое — «инок», «иной», то говорят: «Как он преобразился!» Бывает, что после тяжелой болезни человек, до этого резкий и грубый, становится смиренным — болезнь потихонечку его остановила. Мы тоже говорим: «Посмотри, как он преобразился!» Начальнику, который в гневе кидался всем, что под руку попадется, кто-то из сослуживцев дал прочитать Евангелие, и это изменило его. Говорят о нем: «Как он изменился!» Изменился, то есть преобразился, стал похож на образ. Какой образ? Образ Божий.
Наша бессмертная душа должна преображаться, сиять делами любви, милосердия, сострадания. Тогда мы с вами вступим в ликующее Царство Господа нашего Иисуса Христа светлыми, всерадостными, преображенными, с печатью на своем сияющем лице, с печатью, имя которой Любовь. Дай Бог, чтобы Фаворский свет божественной благодати входил в нас через церковные Таинства и освещал нашу жизнь. И, самое главное, чтобы мы этим внутренним светом показывали путь ко Христу, к вечному блаженству в Царстве Небесном тем людям, которые нас окружают. Чтобы мы, православные христиане, благодатью и силой Божией, не только назывались, но и на самом деле были сынами и дочерями Бога Любви и Истины. Позаботимся о том, чтобы мы действительно переходили от силы в силу, преображали свою жизнь, свои мысли, чувства, желания. И только тогда, когда мы будем делать все возможное, чтобы становиться чуть-чуть лучше, добрее, милосердней, тогда мы действительно увидим славу Божию, которой да сподобит нас милосердный Господь.
Дивное облако
С давних времен гора Фавор является постоянным и излюбленным объектом массового паломничества. В IX веке на нее вела гигантская лестница в 4340 ступеней. Теперь же до вершины можно добраться на автомобиле. Особенно много людей со всего мира собирается здесь в православный праздник Преображения Господня. В этот день во время утреннего богослужения на территории православного монастыря над верующими проносится светящийся шар, а затем над крестом храма Преображения возникает облачко, которое, увеличиваясь в размерах, опускается на толпу паломников, накрывает ее и обдает неизъяснимой живительной силой. По свидетельству очевидцев, эти тонкие облака не производили впечатления обычных метеорологических образований, но представляли собой именно «облако света».
Мы видим знак особой милости Божией в том, что это дивное явление происходит в день православного празднования Преображения Господня. Это словно подтверждает, что именно Православная Церковь является хранительницей Фаворского Света, прикоснуться к которому человеческая душа может через молитву, богомыслие и жизнь по Евангелию. Этот Божественный Свет озарял мучеников, делал огненными слова проповедников, а ныне открывается душе в церковных таинствах, исходит от чудотворных икон и мощей святых. Этот свет преображенного человеческого естества изображается на иконах как нимб вокруг ликов святых, как драгоценная корона, которой Господь венчает своих избранников.
Летом 2010 года специально созданная Комиссия по изучению чудес, в которую вошли представители Московской Патриархии, ученые-историки и метеорологи, побывала в Израиле на горе Фавор, чтобы изучить это сверхъестественное явление, заставляющее живо вспомнить евангельский рассказ об осенившем Апостолов светлом облаке. По всей территории монастыря были расставлены специально привезенные портативные метеостанции для измерения давления, температуры, влажности, точки росы. Научный сотрудник центра погоды «Фобос», основываясь на показаниях приборов, уверенно утверждал, что в этих условиях образование тумана невозможно. Но когда в храме началось Таинство Причастия, многотысячную толпу верующих во дворе монастыря накрыло неизвестно откуда взявшееся облако. Люди с воодушевлением поднимали к небу руки, осеняли себя крестом. А журналист, входивший в состав этой Комиссии, направил в гущу событий объектив своей телекамеры и в окошке монитора отчетливо увидел колыхание туманной массы. Итак, даже у светских людей, вооруженных самой современной аппаратурой, не осталось никаких сомнений — чудо есть!
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)