Наставление от духовных лиц в воспитании детей
Когда дитя очень мало, еще не умеет ходить, ему, по учению нашей Церкви, нужно дать ноги других, чтобы ходило, сердце других, чтобы веровало, язык других, чтобы молилось, но ни в каком случае не лишать благодатной силы, изливающейся в таинствах.
Когда дитя подрастет, пусть само упражняется в молитве, очищающей сердце и приближающей к Богу, в посещении Богослужений церковных (как часто повторяемом опыте требования души в чувстве присутствия Божия), в подвигах поста и говения, в самоиспытании и благодатных таинствах.
Но и в том и в другом возрасте детей родители не могут обойтись без содействия своих духовных отцов, – не верное ли это указание на то, где родителям искать советников и руководителей в важном деле начального религиозного воспитания детей и не было ли бы справедливо книжный перечень пособий и руководств для родителей начать с лиц не только одушевленных, но и облагодатствованных, в пастыри нам и нашим детям Богом поставленных?!
Другие педагоги в этом случае идут далее меня. Они положительно советуют, чтобы время от времени беседы родителей о предметах веры и благочестия сменялись наставлениями духовных лиц.
«Крайне ошибаются, - пишет протоиерей Базаров, - те родители, которые думают заменить для дитяти законоучителя-священника учителем Закона Божия, не посвященным на то своим званием. Здесь не в том дело, чтобы только сообщить дитяти все необходимые понятия о вере и обязанностях христианских. Если бы все это нужно было только знать, то нам очень довольно было бы учиться Закону Божию у ученых богословов. Но христианство не дается одним знанием, оно развивается из сердца путем веры, а для веры нужен авторитет».
Лицо духовное дитя привыкло видеть с младенчества в храме Божьем, окруженное святостью богослужения. Евангелист Марк замечает, что иудеи с удивлением слушали проповедь Иисуса Христа именно потому, что он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. Чувство это естественно каждому человеку. Одно и то же слово ложится на наше сердце другим образом, когда оно исходит от лица нами уважаемого, чем когда мы слышим оное от человека, не имеющего для нас никакого значения.
В глазах дитяти много значит сама наружность священника, отделяющая его от прочих людей. Само название духовного отца заставляет видеть в пастыре церкви не простое лицо, но попечителя о спасении вверенных ему душ, и уроки закона Божия с законоучителем будут не обыкновенным занятием, но некоторого рода богослужением.
Особенно полезным и при настоящих условиях желательным признают приготовить дитя под руководством священника к первой исповеди. Надлежащим образом исполненная первая исповедь часто решает участь всех последующих его исповеданий.
Протоиерей Александр Маляревский «Энциклопедия семейного воспитания и обучения»