Не спеши к концу не уразумев начала
Молодой Скоробег захотел путешествовать и отправился со своим гофмейстером в чужие края. Но как скоро приезжали они в какое-нибудь место, то он спрашивал: «Куда ж мы еще поедем?». И никогда не хотел осматривать достопамятностей в тех городах, в которых они останавливались, но всегда нетерпеливо желал видеть новые места. Гофмейстер просил его пробыть по нескольку времени во всяком городе, для того, что переезжая только из одного места в другое, не получил бы он никакой пользы от своего путешествия. Но тщетно, он не мог его никоим образом уговорить.
Что ж последовало? Скоробег возвратившись домой, не знал ничего о тех местах, чрез которые проезжал, кроме их имени. Тогда-то усмотрел он свою глупость, и должен был снова начать путешествовать.
То же случается с детьми, которые не хотят замечать того, что учитель с ними проходит, но всегда спрашивают о том, что следует, и таким образом наконец ничему не выучиваются. Кто хочет основательно чему-нибудь научиться, тот должен прилежно замечать все, что ему говорят, или что он читает, и не спешить к концу какой-нибудь книги, не вразумевши начала.
Из первого в России журнала для детей “Детское чтение для сердца и разума”