Неделя о Закхее
Сегодня с воспоминания о Закхее начинаются подготовительные к Великому посту недели. Этими неделями каждый из нас должен воспользоваться, чтобы рассмотреть себя, свою совесть не только в отношении того, что мы бесстыдно называем «обычными грехами», но тех основных расположений, из-за которых мы становимся чуждыми своему вечному святому призванию.
Эти подготовительные недели выстроены так, что, когда наступает Пост, мы можем сосредоточить все свое внимание на событиях, описанных в Евангелии, на том, как неделя за неделей Господь Иисус Христос восходит к Голгофе. Если бы только мы сумели задуматься об этом пути Христа к смерти, если бы только мы могли помнить, что Он жил и умер из-за нас, а не только ради нас, мы поняли бы, что сосредотачиваться в течение этих недель на наших собственных проблемах, пусть и высокодуховных, — занятие второстепенное. Так что сосредоточимся на собственном внутреннем человеке в эти подготовительные недели.
Сегодня мы вспоминаем Закхея, и мне хотелось бы выделить некоторые важные черты этого рассказа. Это не притча, это на самом деле произошло с человеком и потому так значительно.
Первое: Христос окружен толпой. Как говорит Евангелие, этот человек небольшого роста не мог даже увидеть Христа — так было тесно вокруг Него. И Христос из всех людей, пришедших посмотреть на Него, выделил одного человека, Закхея. Такое постоянно происходит в Евангелии: гадаринский бесноватый, женщина, страдавшая кровотечением, и многие другие — из всей толпы выделен один человек. Можно даже сказать, что перед лицом всей сложности и трагичности жизни в мире Христос, Сам Бог во Христе может обратить внимание на одну вопиющую нужду, потому это эта нужда реальная, это нужда отчаянная, потому что человек в нужде созрел, способен встретить Его лицом к лицу во спасение и исцеление.
Закхей — один из примеров того, что имеет в виду Христос, когда говорит, что Сын Человеческий пришел спасти погибших; не только тех, кто находится на пути погибели, но тех именно, кто в глазах всех уже погиб, вычеркнут и кто сам об этом знает. Для таких, как Закхей, как мытарь, как одержимый и многие другие, надежды не было, они были списаны со счетов людьми. Скорее всего, они и сами потеряли всякое самоуважение и всякую надежду на спасение. Христос пришел спасти именно таких людей. Он говорит: Не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мк 2:17). Тех, кто потерялся, надо найти и принести обратно в стадо на плечах доброго пастыря...
И мы должны помнить, что, если в какой-то момент у нас реальная нужда и мы обратимся к себе с осуждением, а к Богу с надеждой, Он вмешается. Может быть, не так, как мы ожидаем, но, если мы внимательны к происходящему, мы узнаем, разглядим Его приход и Его действие.
Закхей совершил героический поступок, на который способны очень немногие из нас. Можно сказать, что он выставил себя на посмешище перед всей толпой. Видный гражданин Иерихона, окруженный уважением и вниманием, влезает на дерево, подобно сорванцу, ради того, чтобы увидеть Христа.
Это не было проявлением просто любопытства, мы ведь видим, что он был готов, созрел к этой встрече. Он взбирается на дерево. Представьте себе — так поступил бы заведующий отделом в банке или кто-то довольно значительный. Какой поднимется смех, его окружат насмешки, глумление! Несомненно, так и случилось, когда люди увидели Закхея на дереве: ведь толпа собралась просто поглазеть, ничего большего не ожидалось! Люди пришли посмотреть и увидеть известного проповедника, чудотворца, достойное того зрелище. Закхей залез на дерево не ради того, чтобы «увидеть», а чтобы встретиться лицом к лицу, в этом вся разница. Остальные пришли из любопытства, он пришел от отчаянной нужды. И потому, что была нужда, потому, что он был готов преодолеть тщеславие, стать посмешищем в глазах людей, — именно поэтому Христос его увидел. Всех окружающих Он видел глазами, — Закхея Он увидел Своим Божественным взором. Христос позвал его сойти с дерева, Христос вошел в его дом, и этот приход стал спасением.
Вот что нам говорится первым делом на пороге Поста. Вглядимся же в себя и поставим самим себе вопрос: во-первых, сколько в нас тщеславия? Тщеславие означает нереальность: тщеславный человек ищет одобрения, похвалы не за то настоящее и великое, что в нем может быть, но за то, что может вызвать в других восхищение или одобрение. В какой-то степени тщеславие присуще всем нам; мы жаждем одобрения, похвалы, мы хотим благосклонности, и часто мы продаемся за все это и стоим недорого, мы хотим быть принятыми любой ценой. Вот почему святой Иоанн Лествичник пишет в своей «Лествице», что тщеславие — трусость перед людьми и дерзость перед Богом: я стремлюсь не к тому, чтобы быть настоящим и угодным Тебе, я хочу блистать и сверкать, чтобы мной восхищались люди!..
Вот первый вопрос, который нам ставит Евангелие на пороге Великого поста. Вглядись в себя! Спроси себя: сколько в тебе реальности, сколько истины, сколько цельности, целостности? Насколько ты готов принять одобрение или неодобрение, готов быть принятым или отвергнутым, ради того, чтобы быть настоящим и истинным, верным себе и, тем самым, верным Богу?
И будем помнить: даже если нам придет мысль, что мы пали слишком низко, ушли слишком далеко — вот момент истины для нас. Могу дать вам пример, который только что пришел мне на мысль. Я был тюремным священником в Лондоне; помню православного заключенного, который как-то в ответ на один мой вопрос сказал: «Не могу передать, насколько я благодарен за то, что попал в тюрьму». — «Почему?» — спросил я. «Вот почему, — ответил он. — Я долгие годы был вором; стоило мне попытаться изменить жизнь, меня начинали подозревать, и я не решался признаться, Кто я и что я. Затем меня поймали; теперь все знают, что я был вором. Я могу вернуться к жизни, все будут знать, что в прошлом я был вором, и могу сказать: я больше не таков».
Научимся из примера этого человека; пусть люди увидят нас в нашей слабости, в нашем тщеславии, в нашей пустоте, в нашей неправде. Признаемся в этом не на словах, пусть люди увидят нас, какие мы есть. И когда нас увидят и оценят, мы сможем сказать: да; а теперь я начинаю заново... — подобно тому, как Закхей положил начало, когда Христос, Сама Истина, и Жизнь, и Путь к истине и к жизни, сказал ему: «Спасение пришло в твой дом».
Отнесемся к этому событию и к этому примеру серьезно; и проведем эту неделю, изо всех сил исследуя, что в нас подлинно или неподлинно, реально или нереально, ложно или драгоценно, принимая решения: не такие решения, которые мы отвергнем через неделю, но окончательные решения. И вступим на путь, где станем истинными и подлинными, достойными того доверия, которое Бог оказал нам, надежды, которую Он возлагает на нас. В таком случае через две недели мы сможем встретить столько надежды и вдохновения в рассказе о блудном сыне. Если мы поняли Закхея или пошли по его стопам, то вскоре мы сможет быть блудным сыном и в его грехе, и в его спасении. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский, 1993 г.



