Неделя перед Рождеством Христовым
Подходит время Рождества Христова. И нам следует задуматься над тем, что это событие принесло в наш мир. Мы видим, как в яслях возлегает Бог, ставший человеком, и в этом мы можем узреть образ того, что представляет собой не только человеческая, но и Божественная любовь. Младенец лежит беззащитный, уязвимый, Он лежит во власти ненависти и в защите нежной любви. Такова Божественная любовь. Бог Себя отдает нам беззащитно, беззаветно, и мы можем поступить по отношению к Нему, как захотим. Как мы поступим? Станем ли в ряды Его распинателей, предателей, тех, которые Его оставили в страшные мгновения Его крестной смерти? Или станем у Креста Господня с Божией Матерью и с Его учеником и потом, вдохновленные Его Воскресением, выйдем на проповедь, чтобы других приобщить этому чуду, этой радости?
Но этого недостаточно. Воплощение Сына Божия нам говорит еще о том, как велик человек. Если Бог во Христе Иисусе мог стать человеком, это говорит нам о том, как емок человек, какие в нем глубины: Бог может соединиться самым Существом Своим с человеком и восполнить его, усовершить его. Человек настолько велик, что он может стать причастником Божественной природы, как нам говорит апостол Петр (см. 2 Пет 1:4). Но таковы ли мы? Сознаём ли мы свое величие или уничижаем не только себя, но и Самого Бога? Когда мы причащаемся, отдаем ли мы себе отчет в том, что мы приобщаемся полноте Христова человечества, полноте Христова Божества и что мы должны войти в мир, как Христос в этот мир вошел — беззащитной любовью, крестной любовью Бога нашего?
Весь мир ожидает преображения людей, времени, когда действительно, реально мы станем детьми Божиими, посланниками Его, реально дадим возможность миру увидеть в нас Христа, пришедшего на спасение мира. Какую ответственность это возлагает на нас! Один из афонских наставников раз сказал, что никто не может поверить в вечность и отвернуться от греха, если он не увидит на лице хоть одного человека свет вечной жизни, если он не увидит в глазах хоть одного человека сияние Божественной сострадательной любви... Кто может, встретив кого-либо из нас, сказать, что в нас это видно? А вместе с этим мы дерзаем причаститься. Мы вновь и вновь приходим к Богу, чтобы Он нас обновил, и каждый раз Он нам говорит, что, да, мы призваны быть с Ним едиными, но теперь, пока история еще течет, пока время еще не прошло, мы должны быть словно Христос распятый — отдающийся Своей любовью крестной беззащитно, уязвимо на спасение всех.
Задумаемся над этим перед тем, как мы встретим день Рождества Христова, чтобы вместе с Ним войти в этот мир, чтобы сказать: «Бог среди нас». И Он не только среди нас, но действенно, силою Святого Духа в нас живет и нас посылает в мир, чтобы этот мир был спасен. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский, 1 января 1995 г.



