01 апреля 2023

Непознанный мир веры (1 часть)

Каждый человек по своей сути является верующим, то есть строит свою жизнь на основании того, чему или кому он верит. Можно сказать, вся жизнь человека является результатом того, во что он верит: в природу, свои таланты и способности, деньги или все-таки признает Кого-то, Кто выше всего этого? Кому он верит и доверяет. Но и вера может быть разной: слабой и хрупкой, и в одно мгновение возрасти так, что «горы будет переставлять». Но как сохранять и укреплять эту веру, от которой многое зависит в нашей жизни? На эту тему мы поговорили с настоятелем храма в честь иконы Пресвятой Богородицы “Целительница” г. Ростов-на-Дону протоиереем Константином Макаренко.

Вопрос: Во что мы верим?

Ответ: Если человек говорит, что он верит в Бога, то это еще совсем не значит, что он является христианином. Вера в Бога – это просто деизм, а не христианство (иудеи верят в Бога, мусульмане и т.д.). Христианство это не просто убеждение в том, что Бог есть, а живая вера в то, что Бог пришел, и это событие случилось в нашей человеческой истории. Две тысячи лет назад, где то на задворках цивилизованного мира родился Тот, Кому суждено было стать Спасителем этого мира.

Итак, мы христиане, верим в Бога, пришедшего в мир во плоти (1Тим.3:16). Господь Иисус Христос есть начало и основание нашей веры.

 

Вопрос:  Откуда появляется в душе вера и к чему она ведет?

Ответ: Апостол Павел в послании к Римлянам пишет о том, что «вера от слышания» (Рим.10:17). Господь Иисус Христос заповедал Апостолам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие…, кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:15,16).

Из этих слов Спасителя видно, что вера в душе человека возгорается через благовестие. Иногда человека к вере приводят жизненные обстоятельства (события, выходящие за рамки материалистического объяснения ситуации; например – чудесное исцеление близкого человека по молитвам верующего и т.п.), которые и являются толчком к вере.

Искренняя христианская вера ведет к познанию Бога и Его благой воли. Богопознание дает человеку возможность сопоставлять свою жизнь с Заповедями Божиими. Выстраивание же своей жизни по Заповедям Божиим побуждает верующего открывать в себе греховные наклонности и страсти. Все это, в свою очередь, ведет человека ко спасению. Именно спасение является целью и смыслом христианской жизни. Все остальное – это важные и нужные средства, к достижению этой единой цели.

 

Вопрос: От чего усиливается вера?

Ответ: Вера в человеке усиливается Божией благодатью. Благодать же стяжается многообразными способами, главными из которых являются:  это молитва, дела милосердия, духовное трезвение. Очень часто вера усиливается через благодушное перенесение скорбей и неприятностей.

 

Вопрос: Вера и верность – разные понятия?

Ответ: Вера – это и есть верность Богу. Настоящая вера не заключается в холодном убеждении бытия Божия. Вера – это следование Божией воле, т.е. верность (доверие) Ему в различных обстоятельствах жизни.

Вопрос: Что значит «вера без дел мертва»?

Ответ: Апостол Иаков прямо говорит нам о том, что вера на словах только, не воплощенная в добрых делах, – является мертвой.

Если вера живет в сердце христианина, то он не сможет оставаться безучастным, видя горе и неустроение других людей. Добрыми делами мы не покупаем себе веру, а свидетельствуем о ее наличии в нас. Ведь «всякое дерево познается по плоду своему». Плодом христианской веры несомненно является добродетельная жизнь, озаряющая светом евангельской любви других людей.

 

Вопрос: Значит, есть очень тесная связь между верой и любовью?

Ответ: Связь между верой и любовью самая прямая. Настоящая любовь – это, прежде всего, жертвенность, то есть способность жертвовать чем- то ради другого. Идеал любви мы видим в Господе Иисусе Христе, Который отдал Себя на распятие и смерть за каждого человека, живущего на земле. Поэтому в прощальной беседе с учениками Господь заповедал: «…как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин.13:34). Настоящей любви без Бога не бывает. «Бог есть любовь» – говорит Апостол Иоанн Богослов. Бог является источником и подателем истинной любви, но путь к Богу лежит через искреннюю веру. Поэтому настоящая любовь есть плод христианской веры.

Вопрос: Почему необходимо ходить в храм, исповедоваться? Ведь можно иметь веру «в душе», делать добрые дела, поступать по совести.

Ответ: Вера «в душе» – это не христианская вера. Если мы обратимся к Евангелию, то увидим, что Христос заповедал свет веры не прятать «в душу», а нести всем людям: «Вы – свет мира… Зажегши свечу не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:14-16). Из этих слов Спасителя видно, что у настоящего христианина вера, возгоревшаяся от теплоты Духа Святого, обильно изливается любовью и милосердием к людям. Обычно вера «в душе» – это самоуспокоение (или даже самообман), которым человек обольщается, успокаивая собственную совесть. Он как бы говорит себе: «Ну ничего, что я в храм не хожу, молитв не знаю, в Таинствах не участвую, Евангелие не читаю; ведь главное то, что у меня Бог в душе». Так и напрашивается вопрос: «А как Он туда попал?».

Если человек живет совсем не христианской жизнью, то о какой вере «в душе» идет речь? Святитель Иоанн Златоуст писал: «Душа, сама в себе единая, не может вмещать двух разнородных вещей». Иными словами, «двум господам не служат». Если человек не старается сознательно и ответственно жить по Заповедям Евангелия, то ни о каком христианстве речи быть не может.

Верующий человек, посещая храм, исполняет заповедь Христа: «где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» (Мф.18:20), Господь говорит здесь о Церкви. Молиться, делать добрые дела мы можем и дома, но это далеко не все, чтобы считать себя христианином. Апостол Павел говорит о том, что Церковь – это Тело Христово, а каждый христианин частичка этого Тела. Частичка не может жить сама по себе. Интересно об этом пишет священник Илия Шугаев: «Возьмите палец, туго перетяните его ниткой. Пройдет 30-40 минут и начнется отмирание клеток. Клетка живет только тем, что соединена воедино с организмом. Прервите эту связь, и клетки будут умирать. Если прерывается общение с Церковью, то духовная жизнь, данная в Крещении, будет угасать».

В Евангелии от Луки Господь говорит: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк.11:23). Августин Блаженный 1500 лет назад написал: «Никто не достигает спасения и вечной жизни, кроме того, кто имеет главою Христа. А иметь главою Христа может лишь тот, кто находится в Его Теле, которое есть Церковь».

Вопрос: Кто такие атеисты и есть ли они вообще?

Ответ: Здесь нам самое главное не запутаться в понятиях. Многие люди отождествляют атеистов с неверующими, что не совсем правильно. Слово «атеист», в переводе с греческого, означает «отрицающий Бога». Людей отрицающих Бога действительно много.

Если же мы говорим о неверующих, то таковых, строго говоря, нет вообще. Каждому человеку свойственно во что-то верить, на что-то надеяться. Мы руководствуемся не точным знанием завтрашнего дня, а именно с верой и надеждой всматриваемся в будущее, ожидая мира и благополучия для себя и родных.

Вопрос: Вера и наука, знание. Не противоречат ли они все-таки друг другу?

Ответ: Вера и наука никак друг другу не противоречат. Этот антагонизм был создан искусственно усилиями, так называемых французских просветителей. Они, стараясь унизить христианскую веру, пытались высмеивать ее, ссылаясь якобы на доводы науки.

Наука изучает материальный мир. Вера относится к сфере духовной. Простой пример: ученый врач может измерить у человека давление, послушать сердцебиение, но, ни один врач не скажет, сколько в человеке доброты, милосердия или злобы. Настоящая наука  духовной сферы не касается. Если вера противоречит науке, то, как объяснить тот факт, что огромное количество ученых, философов, композиторов, поэтов, художников, государственных деятелей являются людьми искренне верующими? Вера противоречит не науке, а желанию некоторых людей слепить из науки инструмент для борьбы с верой. История показывает нам, что все эти попытки являются тщетными.

Вопрос: В Евангелии говорится: «Просите и дано будет вам…» Почему, несмотря на то, что мы просим о чем-то с верой, Бог не дает нам этого?

Ответ: Во-первых, нам надо понять, что проблема не в Боге, а в нас самих. Не Бог не дает нам просимое, а мы зачастую не способны это принять. Допустим, прошу я у Господа: «Дай мне благодати чудотворения, чтобы по молитве моей больные поднимались здоровыми с одра болезни…». Но способен ли я принять и вместить сей дар от Бога?

Во-вторых, не все просимое нами даже с искренней верой, может послужить нам на пользу. Один старец рассказывал: «Видел я многих молодых христиан, которые скорбели о том, что нет у них того-то или того-то, говоря: «Ах, если бы Бог даровал мне богатства, я бы много добрых дел смог сделать…». Господь, желая испытать их благие намерения посылал им обильные блага, но люди эти утопая в суете, забывали об обещанных добрых делах. Старались еще больше приумножить богатство свое и страшились его потерять».

Вопрос: Без дерзновения невозможно возрасти в вере, а дерзость является виновником бесчестия. Но как отличить одно от другого в себе? Что значат слова Спасителя «дерзай дщерь!»?

Ответ: Мы совершим большую ошибку, если отождествим такие разные понятия как «дерзость» и «дерзновение».

Дерзость – это желание доказать собственную правду, даже если она противоречит правде Божией. Дерзость всегда имеет основанием гордыню, когда человек не желает признавать над собой авторитета и поэтому свое самолюбивое «Я» ставит на первое место.

Дерзость – это внутренний разлад души, раздираемой страстями тщеславия, своенравия, надменности, самопревозношения, желание добиться своих целей, несмотря на то, что средства к достижению могут быть далеко не христианские.

Христианское дерзновение – это жажда, стремление к Божией благодати и помощи. Христианское дерзновение в Священном Писании противопоставляется малодушию, маловерию. Господь призывает человека не отчаиваться в своем спасении, то есть стремиться к нему с дерзновением.

Об этом пишет Апостол Павел так: «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,  который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший» (Евр.10:19-23).

Продолжение следует…

Все новости
  • Интервью