Несколько слов о покаянии
Святые отцы называют покаяние “вторым Крещением”. Через Таинство Крещения мы вступаем на путь, ведущий к Царствию Божию. Благодаря второму Крещению – покаянию – человек может сокрушением сердечным омыться от греха и продолжить свой путь к Богу. Так что есть покаяние, его глубочайший смысл, какие плоды покаяния, без которых само покаяние недостаточно? На эти вопросы мы попросили ответить настоятеля храма Преображения Господня г. Кинешмы протоиерея Петра Влащенко.
– Что есть покаяние? Где его истоки? Почему это таинство называют вторым Крещением?
Греческое слово «Метанойа» – отметаюсь, отхожу.
Это значит, что кающийся должен отойти, не приближаться к греху, и не возвращаться. Источник покаяния — в сердце, то есть внутри человека, в его сокрушенном состоянии. Кто кается, тот сожалеет о грехе. В крещении, как и в покаянии, оставляются, прощаются грехи. Поэтому и называют его вторым крещением. Такова сила этого таинства.
– Священном Писании Покаяние является необходимым условием для спасения: если не покаетесь, все так же погибнете. Для чего оно необходимо человеку?
« Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9-10)
Подобное стремится к подобному, – и где место человеку не раскаявшемуся? Конечно, не там, где нет греха. Вот Иоанн Креститель возглашает первую евангельскую заповедь: «покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное». Поэтому и называют покаяние — началом спасения.
– Игумен Никон пишет: «Отсутствие дел благих заменяется сокрушением сердца». Что такое сокрушение сердца или, как мы называем еще, духа? Сокрушение и покаяние – это разные состояния?
Сокрушение сердца — это есть главная составляющая покаяния. Совершенное покаяние включает в себя выполнение дел, противоположных грехам.
– Значит, покаяние – это путь всей жизни, а не одноразовое действие. Иными словами, надо познать себя. Как начать действительное деятельное покаяние, какие пути к покаянию?
В Православной традиции главенствует мысль, что вся жизнь человека на Земле направлена через покаяние к богоуподоблению. Следовательно, вся жизнь искренне верующего христианина будет подчинена желанию исправиться. Покаяние есть первая и последняя заповедь Евангелия. Святые отцы церкви вообще главную идею Евангелия сводят к одной фразе: «Господи, помилуй!»
– Каковы плоды покаяния? Получает ли человек какой-то знак, что покаяние угодно Богу?
Плоды покаяния: первое, что чувствует человек, искренне покаявшийся: облегчение души и успокоение совести. Это есть знак примирения с Богом. Если совесть продолжает обличать и мучить по причине совершенного греха, то покаяние — недостаточно. Поэтому Иоанн Креститель говорит: «Сотворите же достойные плоды покаяния», то есть дела, труды покаяния.
– Чем же отличается состояние покаяния, раскаяния от исповеди? Недостаточно каждый вечер честно плакать о грехах своих перед Богом, чем приходить на исповедь, на которой, скорее всего, будет формальное перечисление грехов. Зачем нужен посредник?
Состояние покаяния есть осознание своих грехов, а исповедь — это действие, которое должен совершить кающийся при посредстве специально поставленного священника — того, которого Вы называете посредником. В православном требнике это таинство так и называется: «последование о исповедании». Священник, властью ему данной Богом, разрешает Вас от грехов, поэтому ежедневное исповедание в сердце своем недостаточно.
– Чем отличается покаянный плач от плача истерики?
Покаянный плач содержит надежду на прощение от Бога, в нем нет отчаяния, что не скажешь об истерике.
– В нашем современном мире, когда буквально приходится выживать: чтобы прокормить своих домочадцев, сохранить верность семье, воспитать детей в страхе Божием. И часто приходится выбирать из двух зол меньшее. Но как хочется покаяться и больше не повторять какой-то грех. Как это возможно в современном мире?
Только в отчаянных обстоятельствах нужно прибегать к такому способу — выбирать из двух зол меньшее. Я полагаю, что современная жизнь еще не такова, и всегда есть надежда быть услышанным Богом, и с Его помощью стараться выполнять заповеди.
– У покаянного пересмотра жизненного пути, у переоценки своих деяний должны быть четкие критерии. Не могли бы Вы назвать христианские книги, которые могут помочь на этом пути?
Предлагаю вам одну из самых лучших книг по теме: «Беседы о Покаянии» Святителя Иоанна Златоуста. Там есть все.
– Что Вы пожелаете нашим читателям?
Терпения в нашем многосложном мире, рассуждения и любви.