20 декабря 2024

Новый год, новое начало

Наступил новый год, и нам следовало бы подвести итоги, как мы провели прошлый год с духовной точки зрения. Мы пережили скорби, искушения, мы падали и восставали, и т. д. В чем-то мы, безусловно, продвинулись в лучшую сторону. И, оборачиваясь на прошедший год, давайте взглянем на то, где мы ошиблись, какая страсть нас поборола, где мы отступили и в чем дали волю диаволу и страстям.

Проделав такой душеспасительный анализ, мы должны хорошо собраться с мыслями и решиться положить новое начало в новом году. Давайте соберем наши душевные силы и направим нужные из них на борьбу с тем, в чем мы потерпели духовное поражение. Там, где мы были побеждены, где не продвинулись вперед, твердо противостанем мыслями, волей, намерением, мужеством, чтобы в новом году нам не претерпеть того же, но победить и отвоевать то, что отнял у нас лукавый.

Конечно, обратим внимание и на положительную сторону, то есть на то, в чем у нас было преуспеяние — в молитве, кротости, подвижническом настрое, бдении, терпении. И тогда мы приложим и другие духовные силы, дабы взрастить эти добродетели, чтобы новый год дал нам возможность уменьшить грехи, падения и умножить количество побед с помощью благодати Божией.

Быть может, этот новый год будет последним в нашей жизни. Сколько людей ушло из жизни в прошедшем году, и сколько людей пришло в этот мир! Мы не знаем, когда наступит смерть. Нас очень должна занимать мысль о смерти! Мысль о том, что смерть должна застать нас подготовленными, насколько это возможно, при содействии благодати Божией, чтобы нам с легкой душой предстать перед Страшным Его Судилищем. Потому что это Судилище «дело не шуточное». Это не так, как если бы человек не преуспел в каком-то искусстве и обратился к другому, чтобы жить в этом мире. Если мы проигрываем эту партию, то проигрываем навсегда. Мы уже не вернемся обратно в покаянии и с раскаянием, чтобы положить новое начало. Начинать нужно сейчас. Важен сегодняшний день. Завтрашний принадлежит Богу.

Не счесть людей, ушедших из этой жизни и увидевших, как перед ними открывается истина, как открывается вечность, которую они, будучи здесь, не поняли до конца или, скорее, не осознали, что значит вечная жизнь после смерти. Они оказались внезапно на пороге вечности и не поняли, как это произошло! «Но я этого не ожидал! Если бы я знал, я бы покаялся!

«Ты не знал, что умрешь, человек? Будучи христианином, ты не знал закона, не читал, не слышал, что человека ждет верная смерть и затем Суд?»

И кто может сказать, что не знает, в большей или меньшей степени, об этой великой истине! Особенно мы, монахи, настолько просвещены в этой области! Об этом говорит и сама наша жизнь, ибо это жизнь покаяния, жизнь, которая кричит и вопиет о том, что после смерти есть вечная жизнь, и что мы окажемся на этом великом, серьезном и последнем Суде.

Мы знаем об этом, но не имеем сил посмотреть правде в глаза, потому что наша совесть не оповещает нас, не дает нам решимости посмотреть прямо на Судию и на решение Суда. Первым судьей, судом первой инстанции, является наша совесть. Это предварительное осуждение не дает нам смелости, решимости и легкости предстать пред Великим и Страшным Судилищем Божиим.

Вот мы видим человека, находящегося при смерти. Он не может разговаривать, рассказать, о чем размышляет, какие укоры совести испытывает, чувствует ли в душе отчаяние, подготовлен ли он или нет, думает ли о своих грехах, о том, как будет проходить тяжелые бесовские мытарства и как, если где-то застрянет, окажется в преисподней, даже не успев подняться до Суда Божия! В тот час приходит диавол и внушает уму столько страха, что приводит человека в отчаяние и уныние. Он думает — если не оправдается он на Суде, найдутся ли святые люди, которые заступятся как защитники за его душу? Думает, каким увидит лик Христа? Будут ли Его Божественные очи смотреть на него спокойно и с утешением перед вынесением Его решения? Или же Он отвратит Свой взгляд, что будет означать предвозвещение осуждения в вечный ад?

В меру жизненного опыта человека о смерти, соответствующей будет и его польза, когда случится ему находиться рядом с умирающим человеком. Как это бывает и с двумя людьми, которые открывают книгу. Неграмотный увидит просто буквы и ничего не поймет. Грамотный же погрузится в текст и вынесет много полезного из написанного в книге.

То же самое происходит, когда мы оказываемся рядом с человеком, уходящим из этой жизни. Один смотрит на него без интереса: «Эх, умирает человек, пришел его час; отходит». И ничего серьезного в его душе не происходит. Другой же, который прекрасно знает, что такое смерть и что происходит после смерти, думает, что и для него наступит этот час, и он окажется на месте человека, уходящего в мир иной. Именно об этом размышляет тот, кто трезвится умом, у кого есть духовная подготовка и Божественное просвещение, и получает пользу.

Видите, как должна нас занимать тема смерти и Суда! Мы не знаем, случится ли в этом новом году и наш уход. В любую секунду сердце человека может перестать биться. Вот мы спим. Знаем ли мы, что проснемся? У нас есть недавний пример с землетрясениями. Какое множество раз тысячи людей погибали от землетрясений! Сколько страшных новостей мы читали в газетах о таких серьезных происшествиях! Те, кто был раздавлен и погиб, разве думали, что с ними такое случится? Конечно нет.

Вот об этом должны думать и мы применительно к себе. Каким счастливым будет тот человек, который понуждал себя и сделал себя готовым к исходу своему! Нам действительно страшно, потому что наша вера мала, и мы многое не знаем о Боге и о Его промысле. Мы видим в святоотеческих рассказах, как даже великие подвижники боялись и уходили при известии об опасности, когда приближались разбойники.

— Авва, и ты боишься разбойников?

— Их я не боюсь, но боюсь возгордиться, если я не уйду и увижу, как уходят и прячутся мои братья.

Конечно, мы бережемся от опасности не для того, чтобы нами не овладела гордость, а потому что мы не преодолели в себе человеческое, и наша совесть не извещает нас, что при наступлении смерти у нас будет уверенность и надежда, что мы сделали в жизни всё, что нужно для своего спасения. Мы бы могли и можем сделать намного больше в духовном смысле, но не делаем этого из-за нерадивости и лености, являющихся обманом диавола, который крадет у нас время.

Время драгоценно, и оно суть средства, имеющие огромную важность, если их употребить на приобретение драгоценных вещей. Это средства, которые были нам даны Богом для приобретения вечной жизни. Время очень важно для тех, кто, увы, впустую тратит его годами. А завтра наступит момент, когда им понадобится это время, и они пожелают хотя бы несколько минут из всех тех лет, что они потратили на зло и грех, чтобы в эти последние мгновения сказать Богу «согрешил» и получит прощение, как разбойник на кресте, который перед своим концом закричал так громко и вовремя: «Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое»

Святые отцы говорят, что человек, который в последний момент пытается раскаяться в своих поступках, услышит от ангелов: «Лишь теперь ты заботишься о вечной жизни? Заботишься сейчас, когда зашло солнце? А когда солнце было в зените и ярко светило миру, где же ты.был? Что ты делал в это время? Ты пробудился только сейчас, чтобы позаботиться об иной жизни, о Суде? Теперь всё кончено. Двери затворены. Сколько бы ты ни стучал, тебе уже не откроют!

Это как раз то, о чем говорит святое Евангелие в притче о десяти неразумных девах. Они не позаботились заранее и, когда наступило время прихода Жениха, было уже поздно. Также и сейчас мы расточительно тратим время; оно уходит, и мы не берем его в расчет. Мастерство диавола, который крадет у нас эти драгоценные средства — время, — так изощренно, что мы рискуем оказаться в крайней нищете в тот самый час.

В то время как у других, мудрых по Богу людей, будут драгоценные вещи в заплечном мешке. Они запасутся золотом, бриллиантами, дорогостоящими предметами, достойными Царствия Божия. Эти люди удостоятся великой похвалы. Ангелы сыграют для них торжественную музыку и устроят великий праздник. Напротив, о несчастных, как я, ангелы будут очень скорбеть. Потому что они наши братья и желают нашего спасения; они испытывают боль и плачут, когда человек не прилагает усилий.

Много лет назад я прочитал в одной маленькой книжице историю, которая произвела на меня большое впечатление.

Один человек был сторожем и регулировщиком моста, под которым протекала большая река, а по этой реке ходили корабли. Мост поднимался, когда должен был пройти корабль, и закрывался, чтобы по нему мог проехать поезд. Всё было рассчитано по минутам. Однажды некий капитан плыл на корабле, и ему было очень нужно быстрее пройти это место. Капитан обратился к своему другу, мостовому сторожу:

— Друг мой, открой мост, чтобы мне проплыть, поскольку я очень спешу.

Сторож ему ответил:

— Через такое-то время будет проходить поезд, и я не могу тебе открыть мост.

— Но я проплыву быстро. Я так настрою свой двигатель, что успею пройти, чтобы ты закрыл мост для проезда поезда.

— Это невозможно, не думаю, что ты успеешь, — отвечал сторож.

— Да нет же, — настаивал капитан, — сделай мне одолжение. Корабль пройдет, и ничего не случится.

Тогда мостовой сторож, чтобы угодитъ другу, согласился открыть мост. Корабль не успел пройти в предусмотренное капитаном время, так что, когда подошел поезд, мост не был закрыт, и поезд упал в реку. Утонули люди, произошла большая катастрофа! Тогда мостовой сторож от страха и угрызений совести, от сильного психологического удара повредился в уме и стал ходить по улицам города и кричать:

— Всего пять минут! Пять минут! Пять минут!

Он всё время это говорил, потому что ему нужно было пять минут, чтобы мост закрылся и не случилось бы этой огромной аварии. За пять минут случилось такое великое зло.

Так же и когда человек потеряет свое спасение, он будет кричать: «Почему я не был внимательным? Почему не поспешил? Почему не послушал? Почему меня обманул диавол?» Но все эти отчаянные возгласы не принесут никакого результата, потому что они не смогут исправить это несчастье.

С помощью благодати Божией человек должен положить благое начало, ему нужно всё учесть и рассчитать, выложить всё на стол и начать составлять план. Как прошли все эти годы? Где я был внимателен? Где нет? В чем я продвинулся в духовной жизни? В чем я отступил назад? Какая страсть меня побеждает? Какая вводит в заблуждение? Проводя такое исследование, с помощью Божией, человек найдет слабые места и приложит духовные силы, чтобы справиться с трудностями. Еще пусть он добавит рвения там, где у него шло всё хорошо, чтобы добиться успеха в новом году. И если придет к нему смерть, она застанет его в борьбе.

Конечно, мы не ждем от себя бесстрастия. Мы не ждем того, чего достигли святые отцы, но по крайней мере стремимся к тому, чтобы смерть застала нас в борении, на пути исправления, в залечивании ран, в вопиющей молитве и испрашивании милости и прощения у Бога.

Утешительно то, что Бог — это наш Отец. Он знает всё. Ему совсем не трудно знать, что происходит у нас внутри. Разве трудно солнцу освещать весь мир? Солнечные лучи, найдя проход, проникают и освещают даже самые темные места. Если тварное, созданное Богом солнце приносит столько пользы земле своим светом, насколько тогда просто, легко, без затруднений и нужды во времени, Солнце справедливости, Солнце Божественного света, Отец и Создатель наш знает все движения нашего ума, сердца и чувств и всего, что происходит в нас!

И поскольку Ему всё известно, когда Он видит, что у человека есть доброе намерение, что он понуждает себя, скорбит о своей душе, плачет о своих грехах, думает о загробной жизни и Суде, и что непрестанно вопиет, прося милости и прощения, Бог не будет несправедлив! Он поможет этой душе, предоставит ей благоприятные моменты, чтобы подготовить ее наилучшим образом. И даже по отношению к людям, которые совсем не помышляли о Боге и своем спасении, но имели доброе расположение, Бог по великой любви использует столько разных средств, чтобы перед смертью привести их к подходящему состоянию и забрать их покаявшимися и исповедавшимися! Он вразумил в последний момент разбойников, великих грешников, и взял их в жизнь вечную. Достаточно лишь, чтобы человек не воспротивился Богу по своему эгоизму, не пришел в прямое столкновение с Богом по люциферовой гордости.

Сколько преступлений совершил разбойник, висевший по правую руку от Христа! Однако Бог, зная его сердце, зная недра его души, допустил, чтобы его задержали начальства и власти того времени, посадили в тюрьму, осудили вместе со Христом, чтобы для разбойника настал этот спасительный час, и он просветился и закричал те слова, которые удостоили его пребывать сегодня в Раю. Если даже разбойнику и преступнику Бог не допустил погибнуть, усмотрев в его душе доброе расположение, насколько же скорее Он помилует и поможет тем, кто вопиет и просит милости, прощения и исцеления!

Давайте будем просить, молить Бога в этом новом году (и если Он дарует нам и еще годы жизни — всё в Его в руках), чтобы Он помог нам расставить всё правильно по своим местам, чтобы Он даровал нам благое начало. Давайте, как послушники, поработаем над своим послушанием Богу, будем творить Его волю и слушаться Его заповедей, ибо исполнение заповедей — это послушание Его воле.

Если мы задумаемся, сколько времени у нас ушло не просто бессмысленно, но на грехи, мы придем в отчаяние. Так что давайте изберем новый курс. Давайте внимательно относиться к своей жизни, к послушанию, будем размышлять о смерти и Суде Христовом, чтобы положить новое благое начало.

Пусть это новое начало будет сутью нашего прошения в молитве. Послушание, молитва и размышление о смерти ведут монаха-послушника «прямиком» в вечную жизнь, в место вечного упокоения.

Да удостоит Господь всех нас этого успеха, дабы никто не отсутствовал на этом великом и вечном празднестве в нескончаемом и неописуемом великолепии. Аминь.

Старец Ефрем Филофейский, «Искусство спасения», том 2, издание монастыря Филофей, Святая Гора Афон

Все новости
  • Монашество