Нужно ли искать “сладостной” молитвы?
– Отец Михаил, научите молиться радостно, чтобы молитва была сладкой. Думаю, что так молятся святые.
– Честно говоря, не знаю, так ли молятся святые. Если вспомнить псалмопевца царя Давида, он часто молился со слезами на глазах. Взывал к Богу с криком, с плачем, с рыданием. Если мы вспомним моление о чаше Христа Спасителя в Гефсиманском саду, то евангелист Лука, который был врачом по образованию, с большой точностью описал облик Иисуса Христа в это время. «И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22: 44).
Женщина, которая задала вопрос, явно хотела получать от молитвы чувственную радость, а это неправильно. Нужно ли искать «сладостной» молитвы, пытаться подражать в ней святым аскетам?
Святитель Игнатий Брянчанинов в своей статье «О прелести» описывает, к чему это привело одного чиновника: «При беседе его с монахом присутствовал и я. Чиновник начал тотчас рассказывать о своих видениях: что он постоянно видит при молитве свет от икон, слышит благоухание, чувствует во рту необыкновенную сладость, и так далее. Монах, выслушав этот рассказ, спросил чиновника: “Не приходила ли вам мысль убить себя?” – “Как же! – отвечал чиновник. – Я уже было кинулся в Фонтанку, да меня вытащили”. Оказалось, что чиновник употреблял образ молитвы, описанный святым Симеоном, разгорячил воображение и кровь, причем человек делается очень способным к усиленному посту и бдению. К состоянию самообольщения, избранному произвольно, диавол присоединил свое, сродное этому состоянию действие, – и человеческое самообольщение перешло в явную бесовскую прелесть»
Другое дело, что нужно учиться радоваться жизни, благодарить Бога за все, что Он нам посылает. Откроете утром глаза, – сразу возблагодарите Господа, что даровал встретить еще один день. И так во всем. Что такое молитва? Это общение человека с Богом, и не думайте, что Он нас не слышит. Если вы научитесь всему радоваться, то радость будет и от того, что вы можете помолиться, сходить в храм, исповедаться, причаститься.
Мы недооцениваем того, что каждый из живущих на земле людей, каким бы низким не было его земное социальное положение, имеет великую благодатную силу обращаться в молитве напрямую к Богу. И мы имеем возможность молиться за тех, кто умер. Мы не решаем их судьбу, но можем просить Господа за них, и это великий дар. Потому что те, кто перешагнул порог этой земной жизни и оказался в аду, сами уже не могут молиться. Вся злоба, ненависть, от которой человек не сумел освободиться при жизни, после смерти остается с ним навсегда. Нужно помнить, что все, что мы делаем другим, – делаем себе. Поэтому нужно молиться, но не нужно искать особых ощущений в молитве, а Бога учиться благодарить за все Его дары, видеть хорошее, которого очень много вокруг нас.
Из книги иеромонаха Михаила (Чепеля) «Человек в поисках истины»