Нужно ли “ломать себя”?
– Вы говорили, что нужно ломать себя. Но нас и так все всегда ломают – школа, государство, окружение. Лично я весь уже переломанный…
– С точки зрения мира задавший вопрос в чем-то прав: нас многие стремятся сломать, чтобы подстроить под себя. Но мы говорим с духовной точки зрения.
Приведу пример, который должен быть понятен даже детям. Например, мы купили щенка. Предположим, что хозяева добрые. Но при всей их доброте, если это разумные люди, они ограничивают щенку свободу. Потому что если ее не ограничивать, то щенок может погибнуть – утонет, бросится под машину или же потеряется. Человек не щенок, но если не ограничивать нашу свободу, то это также приведет к нашей гибели, духовной или физической.
Вспомним Евангелие от Иоанна: «…ученики просили Его, говоря: Равви! Ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4:31-34). И для нас жизнь в законе Божием должна стать такой же потребностью, как пища, тогда нам не нужно будет себя ломать. Но падшее сердце человека не любит закон Божий, свобода многим нужна как свобода грешить, а не свобода познания истины.
Грех пронизывает нас, жизнь по закону Божию тяжела для нас не потому, что от нас требуется что-то плохое при этом, а потому, что наши грехи мешают нам. Апостол Павел об этом подробно писал: «Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею. Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра. Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди. Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием» (Рим. 7:9-22).
Мы живем в царстве князя тьмы, наша греховная природа также боится идти ко Христу. И в пост, если мы начнем действительно менять себя во время него, духовная борьба усилится.
В отношении того, чтобы «ломать себя», – ключевое слово именно «себя». Не нужно пытаться ломать других людей, якобы для их блага. Нужно видеть одного грешника – себя самого, и свои греховные устремления ломать.
Иеромонах Михаил (Чепель)