О духовной борьбе в миру
– Мир Вам, дорогой отец Михаил. Не обижайтесь, но при нашем положении мирян – хоть кто-то спасется? Да Вы и сами видите, что наша Церковь далеко не воинствующая, а скорее, по Вашему методу, «с точностью наоборот», да и меня как-то не очень тянет ходить в церковь, особенно по воскресеньям.
– Это взгляд человека достаточно далекого от полноты церковной жизни. Очень много езжу по России и вижу, что не во всех регионах такая вялая жизнь. Есть регионы, в которых она объединена с жизнью города, района. Я был на Камчатке, в Хабаровском крае, Красноярском крае – там просто потрясающее взаимодействие православных религиозных организаций со светской властью, с образовательными, спортивными учреждениями. Священнослужители там, в прямом смысле, живут жизнью народа, используют все возможности для того, чтобы нести слово Божие, что очень правильно.
В настоящее время, что меня очень радует, появилось много настоящих хороших миссионеров-проповедников. Например, отец Дмитрий Смирнов, отец Андрей Ткачев. Профессор Московской Духовной академии А. И. Осипов. К нему относятся неоднозначно, но я на это говорю: как бы вы к нему не относились, но он – профессор Московской Духовной академии. Слава Богу, что у нас появились хорошие богословы, люди, которые несут слово Божие. На самом деле это призвание каждого священника, каждого мирянина, имеющего соответствующее богословское образование. Потому что без постоянной проповеди людям будет непонятен смысл сакральных действий, совершаемых в Церкви. А если не богослужение и не проповедь Христа составляют стержень жизни православной общины, то она может выродиться в какую-то непонятную, при этом возможно благополучную внешне, организацию, занимающуюся какими-то хозяйственными, социальными и тому подобными вопросами, то есть мирскую, по сути.
В отношении воинствующей или, как ее еще называют, странствующей земной Церкви, являющейся преддверием Церкви Небесной, торжествующей. Апостол Павел писал: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6: 12). Поэтому мы не видим духовную брань, которая ведется в Церкви, ведется каждым христианином. Здесь нужно помнить всегда слова апостола Павла: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14: 4).
По поводу воскресного дня. Каждое воскресенье – это праздник, малая Пасха. Радость этого дня в полной мере чувствуется только через участие в Божественной литургии. А многие пока еще закрыты, а не чувствуя этого, заставляют себя идти в храм в воскресный день, потому что «нужно». Это неправильная постановка вопроса: надо с радостью идти, не закрывать свое сердце от этой радости, которую дарует Господь. Если по каким-то объективным, не зависящим напрямую от него причинам (график работы и т. п.) человек не может быть на воскресной литургии, то он должен раз в неделю ходить на литургию в будний день. Но в любом случае нужно воскресный день ощущать, как день, посвященный Богу, тогда Господь и наполнит его радостью.
Из книги иеромонаха Михаила (Чепеля) «Человек в поисках истины»