О грехе и покаянии
– Блуд считается смертным грехом. Но если он смертный, то значит все равно все погибнем, покаяние бессмысленно?
– Нужно понимать, что понятие «смертные грехи» – это не раннехристианский термин, оно появилось позднее. В конце четвертого века монах Эвагриус из Понта составил список из восьми смертных грехов, затем в конце шестого века папа Римский Григорий I сократил его до семи. Никогда не нужно бояться исповедовать грех и отказаться от него, как бы его не назвали, – смертным, непрощаемым.
Кто читал о мытарствах преподобной Феодоры помнит, что блуд далеко не единственный грех, за который человеку очень сложно дать ответ. Например, пристрастие не только к спиртному, пагубность которого всем, кто видел последствия алкоголизма понятна, но даже и к курению, хотя, казалось бы, что тут такого? Покурил человек – и забыл. Но и этот грех, развиваясь, разрушает тело человека и является препятствием для его спасения, потому что лишает его свободы; без сигареты сознание такого человека изменяется, все его мысли направляются к тому, как бы покурить. Не говорю о наркотиках.
Смертным грех становится тогда, когда человек его исповедует, но не оставляет. Прирастает к этому греху, оторваться от него не может и, самое главное, не хочет, не ведет борьбы с той страстью, которая его разрушает. Даже мелкие, казалось бы, грехи разрушают внутреннюю целостность человека. Например, если говорить бранные слова, осуждать других людей, называть их кличками, что тоже является грехом осуждения, оскорблением образа Божия, то это вредит, в первую очередь, тому, кто совершает эти грехи. Часто они входят в жизнь человека с детства, когда в школе детки придумывают прозвища друг другу. Но это грех, от которого сравнительно легко избавиться при желании. А вот от наркомании попробуйте избавиться…
– Но если человек настолько погружен в грех, то поможет ли ему покаяние на исповеди?
– Покаяние это одно из Таинств Церкви. Любое общение человека с Богом – это тайна; Он тайно нас преобразует, если есть на то наше искреннее желание. Конечно, сейчас можно сказать, что мы живем в век блуда, это страшное явление. Но я призываю всех: не бойтесь! В очень многих молитвах Церкви вспоминается образ прощения Господом женщины, застигнутой в прелюбодеянии. Он простил ее, и здесь простит, если человек искренне покается и будет прилагать усилия к тому, чтобы не повторять грех.
В Евангелии Христос Спаситель говорит нам: «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12: 31-32)». Но и по поводу этого греха мы можем прочитать у святителя Афанасия Великого: «Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, то есть пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи».
Церковь ясно говорит, что нет такого греха, который бы невозможно было исцелить покаянием, поэтому не бойтесь исповедоваться, главное – искреннее раскаяние и желание изменения своей жизни. Всегда надейтесь на Бога, помните, что Он есть, Он с нами. И в отношении грехов – Ему известны все наши слабости, но Он смотрит на то, какие усилия мы прилагаем (или не прилагаем) к тому, чтобы не совершать того, что губит нашу душу, а зачастую и тело (как в случае с теми же наркоманией, алкоголизмом, распутной жизнью).
Некоторые стесняются священников и поэтому не идут на исповедь, но кого чем удивишь? Не стесняемся же мы идти к врачу, когда болезнь стала уже серьезной? Так и здесь, нужно стремиться очиститься, исцелиться от греховной заразы.
Из книги иеромонаха Михаила (Чепеля) «Человек в поисках истины»