О месте монастырей в обществе
В одной из предыдущих статей мы затрагивали вопрос о полемике в прессе начала ΧΧ века о том, какими должны быть монастыри, должны ли они по преимуществу служить миру, заниматься делами благотворительности или в них согласно православной традиции должно находиться место аскетизму, духовному подвигу и молитве за мир. Причина самого появления дискуссии о месте монастырей в современном обществе появилась в том числе потому, что общественное мнение определяла в основном светская печать, а на конец ΧΙΧ – начало ΧΧ века, как раз пришлись расцвет журналистики, а неспокойная социальная обстановка делала полемику более острой.
В широком общественном мнении вопрос о женских православных монастырях не занимал первого места. Конечно, образованные верующие люди, совершавшие паломничества, посещавшие многие обители, видели, насколько уникальным и значительным явлением было возрождение и развитие женского монашества в ΧΙΧ – начале ΧΧ века. Но такие люди обычно не вступали в долгие споры, а предпочитали сами делать что-то полезное для монастырей: помогать материально, жертвовать какие-то вещи, выпускать свои заметки о паломничествах. Их отношение хорошо выразил бывший спирит, вернувшийся в Церковь благодаря оптинским старцам, В. Быков: «каждый истинно верующий человек, идет ли в церковь, отправляется ли в монастырь, он имеет своей конечной целью молиться, а не осуждать».
Светские же стереотипы, особенно в среде аристократии, преодолевались нелегко. К монастырям, особенно женским, относились свысока, не понимая смысла духовной жизни. Например, на дочь из дворянской семьи, решившую уйти в монастырь, могли смотреть, как на изгоя. Этот общественный стереотип, повторимся, разделялся далеко не всеми, но тем не менее он присутствовал в некоторых книгах и статьях в прессе.