О молитве
– Отец Михаил, что самое главное в молитве? Понимаю, что молитвенный настрой, но на что ориентироваться?
– Молитва на самом деле – очень тяжела. Раньше удивлялся, слыша от священников: как же мне тяжело молиться! Казалось бы: что тут тяжелого? Читаешь и читаешь. Потом, с годами, стал приходить к пониманию, что к самому процессу молитвы тоже нужно готовиться. Дар молитвы нужно просить у Бога. Тогда, возможно, у вас будет получаться не стихийная автоматическая «вычитка» молитвенных правил, а именно обращение к Богу.
В основе правильной молитвы лежит глубочайшее смирение. Когда вы становитесь на молитву, то должны полностью смириться, пребывать в страхе Божием. Нужно отвлечься от будничных мыслей, забыть про раздражение, обиды. Нужно начать со смирения, тогда молитва наша будет нам на пользу.
Можно начать с Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного!» Христос Спаситель в Евангелии говорит нам как нужно молиться: «когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6: 5-6).
Можно обращаться к Богу своими словами, но в церковной традиции есть много молитв, которые читаются за богослужением, а также в частной молитве утром и вечером. Через чтение этих священных текстов мы соприкасаемся с молитвенным опытом великих святых, которые их не просто написали, а выстрадали своим молитвенным горением к Богу. Когда мы со смирением, благоговением и вниманием молимся их словами, то это помогает нам войти в их духовный настрой, самим приобщиться их молитвенному дару. Не надо забывать, что молитва – это разговор с Богом Отцом. Это выражение любви и признательности Ему.
Из книги иеромонаха Михаила (Чепеля) «Человек в поисках истины»