О молитве Иисусовой. Беседа 2
Если человек, живя в миру, начитается книг о монашеских техниках Иисусовой молитвы и без руководства духовника, начнет ею заниматься, то результат может быть весьма плачевный, связанный с духовными и психическими повреждениями. Особенно сильно это может проявиться, если человек, приступая к постоянной Иисусовой молитве, не оставил грубых грехов (например, таких, как пьянство и блуд).
Прочитаю отрывок из книги об афонском монахе Харалампии: «…я и сам знал много случаев, когда люди начинают творить молитву, и впадают в прелесть. Почему так? Потому что не было руководителя. Тот, кто считает, что не нуждается в наставнике, находится в прелести. Это эгоизм. Эгоизм и умная молитва – вещи противоположные». С точностью до наоборот, как мы с вами не раз говорили. Продолжу чтение: «Такое прельщение есть даже у нас, на Святой Горе. Некоторые приходили ко мне, но не для того, чтобы поисповедаться или спросить совета, а чтобы доказать мне, что они являются “богоносцами”. На днях один такой говорит мне: “Я, отче, достиг умной молитвы”. “Дитя мое, – отвечаю я, – это благая весть. У какого духовника ты окормляешься?” Тогда он разозлился и начал спорить: “Я-то, – говорил он, – у какого духовника? Да я сам могу наставлять вас, духовников. Я общаюсь с Самим Христом и Божией Матерью… вижу свет, святых и т.д.” Но как только я сказал ему, что все это от демонов, он вспылил и ушел, полный негодования».
Вот типичный пример того, как опасно заниматься аскетическими практиками без духовника. Но Иисусова молитва – это, в первую очередь, покаянная молитва о милости Господа к нам, грешным. И как таковая она нужна и полезна и мирянам. Мы можем разные молитвы возносить Богу – читать Иисусову молитву, или каноны, или акафисты – что больше способствует нашему вниманию и обращенности к Богу, то и полезнее для нас. Но Иисусова молитва, в силу своей краткости и одновременно глубочайшей содержательности, наиболее удобна в качестве постоянной молитвы.
Иисусову молитву называют еще «умной молитвой». «Умной» не в силу той величайшей информации, которая в ней содержится, а в связи с умом, в котором она начинает со временем совершаться у тех, кто привык к ее чтению словами.
«Умно-сердечная молитва» связана уже с аскетическими техниками, когда сконцентрированный в молитве ум подвижник переводит в сердце. Нужно здесь отметить, что сердце – это то, что тесно связано со всем психофизиологическим комплексом человека. «Умное делание» – это сведение ума в сердце человека.
Умное делание – это непрестанное повторение Иисусовой молитвы, это тот тип православной мистики, в котором особенно подчеркивается важность Имени Божия, призываемого на молитве. Подвижники свидетельствуют, что сладчайшее Имя Иисуса заключает в себе присутствие Божие. Но, как уже было сказано, мы должны подражать не подвижнику, а мытарю, молящемуся Господу в смирении своего сердца.
Продолжение следует..
Иеромонах Михаил (Чепель)