О молитве Иисусовой. Беседа 4
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных! Мы уже говорили о том, что Иисусова молитва, беря начало в молитве мытаря, существует в молитвенной практике нашей Церкви уже около двух тысяч лет. Но в жизни прихожан она мало присутствует. Причина этого в том, что, когда слышат об Иисусовой молитве, начинают вспоминать о связанных с ней техниках, в том числе дыхательных.
Аскетические практики вообще связаны с положением тела, ритмом дыхания, стремлением к молчанию ума, когда молитва сама входит в сознание молящегося и им явно ощущается присутствие Божие. В условиях нашей повседневной жизни молчание ума практически недостижимо – слишком много факторов, рассеивающих внимание. Нужно также понимать, что аскетические практики отнимают очень много времени, а результат их может быть противоположен тому, к которому было стремление. Тем, кто хотел бы больше узнать об Иисусовой молитве, порекомендую книги диакона Павла Сержантова.
Для нас смысл Иисусовой молитвы не в соблюдении каких-то техник, а в смирении и покаянии. Это имеет огромное значение для каждого, стремящегося начать духовную жизнь, потому что неумение видеть свои грехи, нежелание раскаяться и освободиться от них является препятствием на пути к Богу, которое необходимо преодолеть. Без этого жизнь во Христе и со Христом невозможна. Что касается техник, то они имеют определенную схожесть у аскетов разных религиозных практик, в том числе нехристианских. Им не учатся самостоятельно, но только под руководством, их использование несет определенные риски, потому что это связано и с наступлением изменений сознания. В силу этого мирянам использовать молитвенные техники не нужно. Но и мирянам и монахам нужно покаянное состояние, которое приносит в нашу жизнь молитвенное обращение к Богу словами Иисусовой молитвы. Покаяние – это примирение с Богом, освобождение от греховной жизни. Оно всегда должно сопутствовать нам на жизненном пути, потому что неизвестно, когда он оборвется, а каждый день мы совершаем те или иные грехи. И не нужно давать им возможности стать частью нас – упав, надо тотчас встать и идти дальше по пути к Господу.
Молитва – это просьба, прошение, наше обращение к Богу, разговор с Ним. Но часто люди отвлекаются от молитвы, едва успев ее начать. И если даже тело их продолжает сохранять прежнее положение (кто-то и на коленях стоит), то мысли уже очень далеко от Бога – рядом с какими-то делами, а то и в мечтаниях о совершении того или иного греха…
Для многих молитва, в том числе церковная, – всего лишь ритуал, не имеющий никакого отношения к средоточию их жизни. Для них это лишь средство получить помощь в каких-то сугубо мирских вещах. Есть шутка, что существует категория людей, считающих себя православными, для которых на Пасху самое главное – это «колбасная» молитва: они приносят в Великую Субботу для освящения разные скоромные продукты, и если их освящают в ограде храма, то в храм они даже и не зайдут… Эти люди сами себя обкрадывают – наша земная жизнь так скоротечна, мирские радости так преходящи и так разочаровывают, но если в них увязнуть, то сил обратиться к Богу с покаянной молитвой может и не найтись. С вечностью нельзя шутить.
Тот, кто привыкает постоянно молиться, постепенно учится делать это с радостью, а потом у него появляется и дар благодарить Бога за все. Иисусова молитва поможет нам по-другому относиться и к остальным молитвам. Человек должен сам идти к Богу, он должен сделать выбор, потому что ему дарована свобода воли. Но путь этот крайне сложен и тернист, силы тьмы и собственные грехи человека будут постоянно мешать ему на нем. Человеческими силами пройти его невозможно. Поэтому так важна молитва. Иисусова молитва, наполненная евангельскими идеями покаяния и смирения, особенно может помочь на пути к Богу.
Продолжение следует…
Иеромонах Михаил (Чепель)