О молитве Иисусовой. Беседа 5
Человек должен сам идти к Богу, он должен сделать выбор, потому что ему дарована свобода воли. Но путь этот крайне сложен и тернист, силы тьмы и собственные грехи человека будут постоянно мешать ему на нем. Человеческими силами пройти его невозможно. Поэтому так важна молитва. Иисусова молитва, наполненная евангельскими идеями покаяния и смирения, особенно может помочь на пути к Богу.
Нужно твердо понимать, что святое не соединяется с грешным. Некоторые, не раскаявшись в грехах, идут к причастию. Священник, который стоит с Чашей, спрашивает, исповедовались ли. Говорят «да», причащаются, а зачем? Пытаются обмануть Бога? Вспомним слова апостола Павла: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1 Кор. 11: 26-31).
Отнеситесь внимательно к этим словам апостола, в том числе последним, перекликающимся со словами из 50-го псалма: «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (ст. 19). Иисусова молитва наиболее удобна для развития покаянного чувства, она доступна и универсальна. Она помогает нам начать поиск Царства Божия внутри нас. Мы говорили в одной из передач о посмертных мытарствах, как сложно пройти их человеку, имеющему грехи. А если человек в дни своей земной жизни нашел Царство Божие внутри себя, как, например, преподобный Серафим Саровский, то он мытарства прошел мгновенно.
Мы помним евангельское повествование о молитве Христа Спасителя в Гефсиманском саду накануне крестных страданий: «И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22: 44). Капли крови на лбу Господа Иисуса описаны только в Евангелии от Луки (в трех других канонических евангелиях капли кровавого пота на теле Христа во время Гефсиманского моления указаны не были).
Упоминание кровавых капель именно Лукой связанно с тем, что данный апостол был профессиональным врачом (Кол. 4: 14). Состояние, при котором пот смешивается с кровью и просачивается на неповрежденные участки кожи в виде жидкости розового или красного цвета, наблюдается в том числе при сильном психологическом напряжении.
Во Христе Бог соединился не с каким-то конкретным человеком, но с каждым из нас – неважно, сильным или слабым, смелым или нет, и вот это моление в Гефсиманском саду перед добровольным шагом навстречу ужасным страданиям и мучительной крестной смерти – это моление каждого из нас, каким оно должно быть: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22: 42). Во Христе мы получаем для этого силу, и Бог никогда не дает нам испытаний, наши силы превыщающих. Поэтому еще и так важна Иисусова молитва – с ней мы обращаемся к Тому, Кто является источником нашего спасения, единство с Кем является смыслом жизни для каждого христианина.
Христос Спаситель показывает нам сложность и драматизм земного пути человека и одновременно то, что пройти все его испытания должным образом возможно. У каждого из нас много жизненных проблем, которые мы не знаем как правильно решить, есть сомнения, страхи, соблазны. Поэтому так важно обращаться к Господу Иисусу Христу с покаянной молитвой. Рекомендую еще читать акафист Иисусу Сладчайшему. Нужно чаще исповедоваться и причащаться, желательно не реже, чем один раз в три недели.
Продолжение следует…
Иеромонах Михаил (Чепель)