О непрестанной молитве
Я хочу предложить вам несколько моментов для обсуждения темы, связанной со словами «надо молиться непрестанно» (см. 1 Фес. 5: 17).
Прежде всего, следует отметить, что именно означают слова «надо постоянно молиться» и чего не означают. Совершенно очевидно, речь не идет о том, что все обязаны постоянно находиться в церкви или постоянно молиться вслух, внешне проявлять свою молитву. Это возможно только в некоторых определенных обстоятельствах.
Впервые такой подход мы находим у отшельника VI века Ефрема, жившего в Сирийской пустыне. В одном тексте он пишет: «Не заключай твою молитву только в слова, делай из всей твоей жизни службу Богу» (я передаю его слова приблизительно, текст дошел до нас в греческом переводе). К этому аспекту темы нам еще придется вернуться, потому что в наше время часто подчеркивается, что молитва выражается не только в словах, в богослужении, не только в мысли и сердце, она может быть заключена в руках, в нашем телесном делании.
Очень важен, мне думается, и другой аспект: жажда, голод по Богу, любовь к Богу, ощущаемые так же остро, неизменно, постоянно, как ощущаются голод, жажда, нежность.
Каков бы ни был у нас жизненный опыт, мы все знаем, например, что бывают моменты большой боли или большой радости, которые окрашивают весь наш день. Чем бы мы ни занимались, умственно или физически, мы находимся в свете этой радости или в тени этой боли. Для осознания этого не требуется никаких усилий.
Мы находим в Священном Писании множество образов: невеста Агнца, друг Жениха. Мы видим, что невесту и друга соединяет с женихом нежность, любовь, а в моменты расставания, отдаления, отсутствия - желание снова встретиться. Это спонтанное чувство, не требующее усилий, это нечто в нас, от чего невозможно уйти, как и от боли, от страдания, от радости.
Молитва в таком аспекте - вопль к Богу, крик человека, который ощущает Его отсутствие и не в силах его вынести, - тоже вполне осознанная.
Когда мы переживаем утрату или когда у нас ликующая радость, их не могут вытеснить никакие превратности жизни. Причина, по которой обыденность вытесняет молитву, не в том, что в молитве следует упражняться постоянно, а в том, что молитва недостаточно укоренена в отношениях с Богом. Мы можем, сами не заметив, оказаться на почти бесконечном расстоянии от Него. Проблема в этом, а не в исполнении молитвословий.
Еще один момент: в основе молитвы, познания Бога и совокупности всего, что составляет нашу духовную жизнь, лежит первая встреча, первый опыт. Вне пережитого опыта, вне реальной встречи невозможно возжелать молитвы, невозможно устремляться к Богу как к Тому, к Кому мы идем и без Кого не можем жить, ибо невозможно устремиться к абстрактному понятию или к личности, о которой мы ничего не знаем, кроме как понаслышке.
Следовательно, в основе должен лежать личный опыт. Если его не было, молитву стоит искать другим способом: невозможна постоянная и непрерывная молитва, обращенная к «отсутствующему», о котором мы ничего не знаем, который никак не трогает наше сердце.
Митрополит Антоний Сурожский, «Не могу, Господи, жить без Тебя!»