О новой книге “Тьма. Трагедия. Террор. История Николо-Сольбинского монастыря и 8 судеб его обитателей, 1918-1938”
Дорогие сольбинцы!
Мы начинаем публикацию отрывков из исторической книги «Тьма. Трагедия. Террор. История разорения Николо-Сольбинского монастыря и 8 судеб его обитателей, 1918–1938», которая выйдет из печати в феврале этого года. Книгу можно будет приобрести у нас на Сольбе или в Сретенском монастыре в Москве.
О книге
«Сохрани, Господи, сынов умерщвленных…»
(Псалом 78; стих 11)
История Николо-Сольбинского монастыря после революции представляет собой цепь умаления духовного и материального бытия обители, цепочку мучений и убийств ее обитателей, а позднее попытку уничтожения памяти об этих трагических событиях.
Аналогичные процессы происходили и в других российских монастырях и приходах, то есть, история Сольбы 1918–1938 годов, с одной стороны логично вписывается в общую картину, а с другой стороны дает ей новое научное подтверждение.
Данное исследование построено на основе ранее не публиковавшихся документах и материалах Государственного архива Ярославской области, Филиала государственного архива Ярославской области в г. Ростове Великом, Центра новейшей документации Ярославской области и Государственного архива Владимирской области.
Было изучено семь следственных дел на восьмерых церковно-священнослужителей и сестер Николо-Сольбинской пустыни: послушницу Анну Васильевну Никитину, послушницу Агриппину Акимовну Кукушкину, псаломщика Александра Ивановича Вишнякова, священника Александра Андреевича Успенского, священника Николая Николаевича Ершова, благочинного протоиерея Леонида Ивановича Гиляревского, иеромонаха Паисия (Елисеева) и игумена Игнатия (Савочкина). Данные дела были сфабрикованы в 1930-е годы в ОГПУ-НКВД, а в наше время переданы на хранение из архива Управления ФСБ по Ярославской области в спецотдел Государственного архива той же области.
Помимо вышеназванных следственных дел, для сравнительного анализа содержания подобного рода документов, автор изучил десятки дел осужденных по статье 58 УК РСФСР (контрреволюционная деятельность) 1930-х годов, хранящихся в Государственном архиве Ярославской области, а также архивохранилищах Белгородской, Тюменской, Томской, Екатеринбургской областей, Алтайского края, Москвы и Московской области. Таким образом, наши выводы основываются на широком фактическом материале.
Исследование многогранно и построено следующим образом.
Первая часть книги вводит читателя в круг вопросов, связанных с проведением репрессий в сталинское время: рассказывает о методах и приемах ведения следствия, причинах, хронологии, составляющих и особенностях советского террора.
Первая часть также призвана погрузить читателя в контекст времени, где жили наши герои и создать определенный настрой для глубокого восприятия последующего рассказа о репрессированных служителях Николо-Сольбинского монастыря.
Особое внимание уделено проблемам прочтения следственных дел. Следственное дело 1930-х годов ― специфический исторический источник, состоящий в большей части из ложных сведений. Эти дела изготавливались не для выяснения действительной картины событий, а совершенно с другими целями, прежде всего, как отчетность по исполнению репрессий и база данных для дальнейших арестов. Но при решении вопроса о прославлении репрессированного лица, обойти вниманием его следственное дело нельзя. Поэтому весьма важно правильно проанализировать документы следствия.
Завершает первую часть издания рассказ о порядке проведения канонизаций в наши дни.
В начале второй части исследования рассказано о силовом захвате монастыря и попытках сестер отстоять свою обитель. Мы постарались приоткрыть и духовный, и экономический смысл противостояния насельниц Николо-Сольбинской пустыни с коммуной «Новая жизнь».
В центре повествования ― судьбы сольбинских сестер и священнослужителей. Во многом это были обычные люди, Промыслом Божиим оказавшиеся в жерновах сталинской машины массовых убийств.
Следственные дела сольбинских служителей проанализированы с разных позиций, выявлены их особенности и типология. На примере следственного дела благочинного Леонида Гиляревского показаны порядок и характер фальсификации документов.
В заключении, в третьей части книги, исходя из общей истории репрессий в 1930-х годах и анализа следственных дел сольбинских служителей, мы постарались дать четкую оценку случившемуся с Россией в XX веке, а также ответить на вопрос, в какой форме и какую пользу принесет прославление святых в наши дни.
***
Все, кому посвящена эта книга, будучи осужденными по ложным обвинениям, являются новомучениками в широком смысле этого слова, и заслуживают памятования. Но особая цель данного издания — призвать к почитанию уже канонизированного священномученика Николая (Ершова) Сольбинского, а также пока не прославленного служителя Николо-Сольбинской обители игумена Игнатия (Савочкина).
К. Капков