О подражании родителям
Любезные наши читатели! Мы хотим теперь поговорить с вами о такой материи, которая требует всего вашего внимания, для того, что от нее зависит благополучие ваше как в сей, так и в будущей жизни. Мы надеемся, что вы подумаете о том, что мы вам скажем; рассудок ваш конечно одобрит наши мысли, а советы наши, которые даем мы вам с добрым намерением, не останутся без полезных следствий.
Милосердный Творец наш, учредивший все премудро к нашему благополучию, вложил в человека сильную склонность подражать другим. Всякий день имеем мы случай уверяться в том, что это правда. Обходясь часто с такими людьми, которые нам нравятся, которых мы любим, неприметно перенимаем их мысли, нравы и даже телодвижения, выговор и прочее. Самое то, что сначала кажется нам очень противно, например непристойности, злые нравы и мысли, не можем мы долго видеть пред собою без того, чтоб они мало- помалу нам не понравились, и чтоб, наконец, мы сами ими не заразились. Для того-то все добрые и разумные люди рачительно берегутся обхождения со злыми людьми, зная, что они всегда подвержены опасности, от них развратиться.
Сия склонность к подражанию никогда не оказывается так сильно, как в детстве. Сколь премудро сие учреждение Божие! Как бы могли вы, любезные дети, научиться говорить и в пристойном положении стоять, ходить и сидеть, если б неприметно не переняли всего этого у других людей? Всякий день видели вы, что ваши родители и другие окружающие вас люди так делают, старались им подражать, и, наконец, сами к тому привыкли. Сколь медлительно, сколь трудно было бы, если б захотели вас учить всему только на словах. Вы неспособны еще были к такому ученью в том возрасте, в котором не могли вы употреблять своего рассудка. Вам надлежало бы сим образом начинать еще учиться в такое время, в которое ныне вы все то давно уже знаете; да вероятно, что тогда и совсем невозможно бы вам было выучиться.
Итак, вы видите, любезные дети, сколь полезна и нужна человеку склонность к подражанию, а особливо в самых молодых летах. Однако ж подражание простирается не только на телесные способности, но и на душевные свойства. Нежные дети перенимают склонности, мысли и привычки с тех примеров, которыми они всякий день окружены бывают, особливо ж у своих родителей. Как родители обходятся с другими людьми, как они говорят и рассуждают, так же и дитя их обходится, говорит и рассуждает; что родители любят, или ненавидят, то же и дитя любит, или ненавидят. Может ли что-нибудь быть естественнее этого? Кроме врожденной склонности к подражанию самая любовь к родителям заставляет детей все у них перенимать. Они видят, сколь нежно родители пекутся о их благополучии и удовольствии, получают от них всякий день новые благодеяния; как же не желать им угодить своим благодетелям согласием с их мыслями и нравами? Рассудите сами, и спросите у себя, не правда ли это? Не делаете ли вы всего того, что часто видите у своих родителей, или у тех, которые занимают их место? Не примечаете ли вы, что имеете такие же свойства, такие же склонности, какие родители ваши имеют?
Божие и милосердие и премудрость Его являются в сем еще более, нежели в том, о чем мы прежде говорили. Если бы все люди были таковы, как Богу угодно, чтоб они были; если бы дети с самых молодых лет не видели ничего, кроме добродетельных и человеколюбивых дел, и не слышали ничего кроме разумных разговоров: то бы они сами без труда были добродетельны, человеколюбивы и разумны; всякое добро впечатлелось бы тогда в сердцах их так твердо, что они никогда бы не подвергались опасности полюбить зло. Таково было намерение Божие!
УКРАШЕНИЕ МАТЕРЕЙ
Корнелия, знатная римлянка воспитывала детей своих, двух сыновей и дочь, так хорошо, что в Риме все им удивлялись.
Некогда посещала ее одна из ее приятельниц, и в разговоре пересказывала ей о дорогих своих уборах, а потом просила и ее, чтоб она показала ей все свои драгоценные вещи.
Детей Корнелииных не было тогда дома. И так Корнелия склонила разговор к другой материи. Когда же они возвратились домой и вошли в ее комнату, то она говорила своей приятельнице, указывая на них: «вот мои драгоценности; вот мое украшение».
Из первого в России журнала для детей “Детское чтение для сердца и разума”