О посте
– Отец Михаил, я верующий; пощусь, но не ощущаю никакой духовной пользы; легче только телу. С чем это может быть связано?
– Очень интересно, что многие из тех людей, которые церковной жизнью не живут, в храм заходят от случая к случаю поставить свечку, бывают очень активны в соблюдении поста. Для многих пост является каким-то удивительным и страшным явлением. Они спрашивают: «Как же я без мяса (или без молока, без творога) проживу? Это же нереально!» Хотя, когда это с постом не связано, эти же люди могут без данных продуктов обходиться, даже этого не замечая.
Давайте попробуем понять суть поста. Невозможно представить, чтобы Христос Спаситель в дни Своей земной жизни совершал какие-то бесполезные действия или говорил бесполезные слова. Обратите внимание, что перед выходом на общественное служение Господь Иисус Христос «возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4:1-2). В воспоминание этого Церковью перед траурными событиями Страстной седмицы, предшествующей Пасхе Христовой установлен сорокадневный пост (Лазарева суббота и Вербное воскресение, разделяющие Святую четыредесятницу и Страстную седмицу, также являются постными).
В условиях современной России очень много искажений в понимании поста; в сознании существенной части людей он превращается в пищевую диету. На самом деле пост — вовсе не диета; его цель не физическое здоровье, а утишение страстей через уменьшение количества и качества продуктов, которое открывает человеку возможность сосредоточения на духовной жизни.
Сам по себе пост – не христианское изобретение, для многих традиций характерно понимание тесной связи между телесным и духовным состоянием человека. В Юго-Восточной Азии, где я служил, издревле
считается, что пост хорошо залечивает раны. Обратите внимание, что когда мы болеем нам действительно не хочется есть, а когда восстанавливаемся – появляется аппетит, т. е. это заложено в саму природу человека. Посты используются в языческих религиях; например, в Африке некоторые племена считают, что если они не постятся, то у них нет взаимодействия с духами природы, а если нет такого взаимодействия, то охота обречена. В традициях Индии большое внимание уделяется посту; практики йогов начинаются именно с очень жесткой пищевой регламентации. Так что практика поста есть в очень многих религиях.
Разница между православным постом и постом в других религиях заключается в том, что пост вне христианства зачастую сопряжен с открытием человеком себя через изменение своего телесного состояния воздействию сущностей темного мира. Этому способствует то, что сам пост во многих этих религиях имеет утилитарное значение облегчения возможности получения такого воздействия. Христианский пост — это, в первую очередь, знак любви к Богу, ради которого человек в чем-то себя ограничивает, согласия с Божиими установлениями; это дисциплина и упорядочение жизни в соответствии с церковными правилами, шаг к обожению.
Иеромонах Михаил (Чепель), из книги “Путь ко Христу”