О том, как сила Божия в немощи совершается
Заметка священника Романа Колесникова о поездке в Николо-Сольбинский монастырь паломнической группы из храма преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских в Бибиреве. (фото Виктории Ющенко)
О том, как сила Божия в немощи совершается
Нами было запланировано паломничество в Николо-Сольбинский монастырь. К этой поездке мы готовились несколько недель. И вот, в назначенный день, невзирая на пасмурную погоду, мы отправились в путь. По дороге, как обычно, прочитали утренние молитвы, помолились свт. Николаю Чудотворцу, Божьей Матери. И не заметили, как за время молитвы, мы приблизились к месту, которое хотелось в этот день посетить.
История обители
Посещение Николо-Сольбинского монастыря началось для нас с соборного храма. Оттуда начался рассказ монахини об истории и духовной жизни обители. Мы узнали о зарождении здесь монашеской общины, о дореволюционной истории монастыря, о том, как обитель разрасталась, так что к приходу советской власти здесь находилось целое «государство в государстве».
По известным причинам в советские годы насельниц монастыря выгнали и поселили вместо них мирских людей. Причем целых два года те полностью жили на запасах, заготовленных сестрами монастыря. Потом здесь располагался приют для детей-беспризорников, и они все здесь пожгли. В конце концов на территории обители открыли больницу для душевнобольных людей. Так монастырь был разорен. Это место стали называть просто Сольбой, считалось оно небезопасным, куда лучше и не приезжать.
Только в 1999 году началось восстановление некогда славной обители. Благословение на это получила игумения Еротиида с тремя сестрами. Монахини приехали сюда зимой и поселились в единственном сохранившемся полуразрушенном здании. Зима была снежная, холодная, света не было, газопровода тоже. Утром сестрички чистили снег от дома до храма, который также был в полуразрушенном состоянии, совершали молитвенное правило и расходились по послушаниям. Кто-то шел в лес за дровами, кого-то Матушка посылала в близлежащую деревню за пресной водой (некогда на территории монастыря были источники, но новая власть все зарыла, а местность здесь болотистая без пригодной для питья воды), кто-то готовил трапезу. Сестры разбирали мусор, которым была засыпана вся территории монастыря (прежние хозяева мусор никуда не выносили, а просто выбрасывали его себе под окна).
Матушка сама, уповая на помощь Божию и добрых людей, часто отправлялась в Троице-Сергиеву Лавру в Сергиевом Посаде и просила помочь возрождающейся обители. От Сольбы до Лавры около 80 километров – машин на проезжей дороге в этой местности и сейчас не много, а тогда и вовсе редко встречались. Но Господь и в этом помогал, всегда посылал помощь.
Сейчас, если вы захотите потрудиться здесь и какое-то время пожить в монастыре, то на конечной автобусной остановке вас встретит машина из монастыря, до которого нужно будет проехать еще 16 километров.
Современная жизнь
Так смиренно, без пафоса, можно сказать, буднично, начала возрождаться монашеская жизнь. Мусор с территории вынесли, пришли новые сестры, желающие спасения души (теперь их 40), появлялись люди, желавшие помочь монастырю. По молитвам сестер забил источник, освещенный в честь прп. Антония и Феодосия Печерских. Провели газ и электричество.
И вот теперь перед нами стоит целый монастырский комплекс, обнесенный мощной стеной, – монастырь с десятью храмами, строениями для детского приюта, общеобразовательной школой, регентской певческой школой, а самое главное – с монашеской молитвой и жизнью.
Планов у Матушки много: достроить уже имеющиеся храмы, построить еще за территорией монастыря большую церковь и даже больницу, которая будет работать не только для монахинь, но и для жителей окрестных деревень. Забота о соседях для Матушки дело привычное: неслучайно при проведении газа в монастырь заодно газифицировали и рядом стоящие села.
За всем этим чувствуется ум хозяина, мыслящего глобально, на будущее. Глядя на это хозяйство, мы становимся свидетелями зарождения нового районного центра. Конечно, не все готовы в это поверить, хотя именно так был некогда основан вокруг монастыря прп. Сергия на месте непроходимых лесов Сергиев Посад. Но это было в стародавние времена, а в то, что это может происходить сегодня, почему-то верится с трудом.
Отдельно хочется сказать о храмах монастыря. Мы побывали в Успенском соборе, в Никольской надвратной церкви, в храме свт. Спиридона Тримифунтского, в церкви блж. Ксении Петербуржской. Есть на территории монастыря пещерный храм прп. Антония и Феодосия Киево-Печерских, храм прп. Сергия Радонежского, Петропавловская церковь. Все они разные, в каких-то ведутся реставрационные работы, в некоторых только расписываются стены, а где-то уже проходят богослужения.
По росписям, по убранству храмов снова виден ум профессионала, знающего, как надо строить и созидать.
Тому, кто готов, готовиться не надо
Конечно, все это заслуга игумении Еротииды (в 1999 году, когда она начала восстанавливать обитель, ей было чуть больше 30), имеющей свои таланты и дарования. Но все равно она – женщина, по природе своей, казалось бы, не способная создавать такого рода масштабное монастырское хозяйство. Однако благодать Божья, содействующая столь богоугодному делу, восполняет немощное и оскудевающее, как произносится в молитве на рукоположение священнослужителей, чтобы всем нам показать, сколько может вера простого человека, решившего в своей жизни вложиться во спасение своей души.
Николо-Сольбинский монастырь тем и полезен для посещения, что здесь многое еще не обустроено (например, мы по-монастырски вкусно потрапезничали в обыкновенных ж/д вагонах), но история возрождения монастыря – это сплошная история веры. Как несколько женщин, движимых верой в Господа, способны воздвигнуть такое величественное строение! Можно много философствовать и рассуждать о душеспасительных вещах, но спасение совершается в поступках и делах. А еще, слушая про историю монастыря, я понял, что в духовной жизни очень важна решимость.
Действительно – тому, кто готов, готовиться не надо. Нужно просто брать и делать. И тогда многие вопросы, которые в голове нашей роятся от нашей духовной праздности, рассеиваются, как тьма при появлении света.
После экскурсии нас покормили, некоторые искупались в источнике, а закончили мы пребывание в монастыре молитвой на долгом монастырском Всенощном бдении.
Слава Богу за благодатно проведенное время! Осталось приятное, если можно так сказать о паломничестве, послевкусие свершившегося чего-то важного для души. Я снова благодарю паломников за молитвенный настрой и дисциплинированность во время поездки и желаю, чтобы образ Сольбинского монастыря и пример Матушки с сестрами всех нас вдохновлял в повседневной жизни вершить дела веры, отбросив сомнения и боязнь, искать угодное Богу. Чтобы мы, оставшись наедине со своей совестью и решая трудные жизненные ситуации, руководствовались Господним призывом: «не бойся, только веруй» (Мк 5:36), зная, что где-то недалеко, всего в двухстах километрах от Москвы, такие же немощные люди, как мы, силой веры, вопреки здравому смыслу на некогда пустом месте, а ныне в построенном монастыре славят Бога, решая куда более сложные проблемы.