Об измененном состоянии сознания, поврежденного грехом. Беседа 4
Государство – это плод измененного первородным грехом состояния сознания, в котором заключены свойства греха, но которое само по себе в условиях падшего мира не является греховным. На это обстоятельство указывал Сам Христос Спаситель, когда сказал: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12:17).
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» об этом говорится так: «возникновение земного государства должно быть понимаемо не как изначально богоустановленная реальность, но как предоставление Богом людям возможности устроять свою общественную жизнь, исходя из их свободного волеизъявления с тем, чтобы таковое устроение, являющееся ответом на искаженную грехом земную реальность, помогало избежать еще большего греха через противодействие ему средствами мирской власти. <…> Государство, как необходимый элемент жизни в испорченном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха, благословляется Богом. В то же время необходимость государства вытекает не непосредственно из воли Божией о первозданном Адаме, но из последствий грехопадения и из согласия действий по ограничению господства греха в мире с Его волей».
Мечты об идеальном государстве были свойственны разным историческим эпохам. В Ветхом Завете мы видим пророчество о царстве, которое будет стоять вечно: «Ты (Навуходоносор) – это золотая голова! (первое царство). После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать… Бог небесный воздвигнет царство (пятое), которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан. 2: 39-46). Иудейский народ, слишком буквально понимая библейские пророчества, ждал земного царя и не принял Христа Спасителя, Который предпочел Крест всем царствам мира.
Иеромонах Михаил (Чепель)