Об измененном состоянии сознания, поврежденного грехом. Беседа 2
Тема измененного состояния сознания, как я уже говорил, была интересна мне еще во времена моей работы в сфере науки и психологии в структурах МВД СССР. О связи измененного состояния сознания с грехом я впервые задумался, когда стал глубоко изучать церковный раскол в России семнадцатого века.
Поразила та жестокость, которую формально христиане проявляли по отношению к тем, кто смотрел на религиозные вопросы не так как они. Мне хотелось понять – откуда идут истоки этого зла? Оказалось, что истоки – в первородном грехе Адама и Евы, в поврежденности грехом человеческой природы.
Обратимся к описанию грехопадения в книге Бытия: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3: 1-7).
Если мы возьмем медицинский образ, то яд греха начал свое действие сразу же после его совершения, развитие его было стремительным. У них еще был шанс на противоядие, но они им не воспользовались: «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Быт. 3:8-13).
Действие яда греха становится уже необратимым; противоядие, которым могло бы быть искреннее раскаяние, отвергнуто; в результате в материальный мир вместе с грехом входят страдание и смерть. Адам и Ева все равно не просят у Бога прощения, грех изменяет их, лишая способности к этому. Состояние их сознания кардинально изменилось по сравнению с первозданным, оно стало поврежденным и испорченным.
Грех имеет свойство расти как снежный ком. Все человечество через Адама и Еву связано между собой. Поэтому новые и новые грехи все более ухудшают состояние людей, в том числе сознание становится все более измененным. Оно изменено по сравнению с тем, каким должно быть; а каким оно должно быть, мы можем прочитать в Евангелии. Но и каждый из нас уже измененное состояние своего сознания еще более повреждает и изменяет через совершение новых грехов, также возможно его изменение через прием химических веществ. Чем больше повреждается сознание грехом, тем больше человек закрыт для Бога. Он может внушать такому поврежденному человеку страх, как пытавшимся спрятаться от Него Адаму и Еве, или же вообще не вмещаться в испорченное сознание, удовлетворяющее свою потребность в религиозности через оккультизм или атеизм. Уже у детей Адама и Евы сознание изменяется от повреждения грехом настолько, что Каин убивает своего брата Авеля. С ростом числа людей совершенствуются не только орудия производства, но и орудия убийства. На сегодняшний день количество оружия у людей таково, что можно уничтожить не только все человечество, но и всю планету.
Грех закрывает сердце человека для любви, заставляет жить гордыней, ненавистью, враждой, другими страстями и пороками. Измененное состояние сознания, поврежденного грехом, – норма падшего мира, находящегося во власти князя тьмы.
Христос предупреждает в Евангелии, что истинные христиане будут гонимы. Причина в том, что освобождение от власти греха вызывает страшную ненависть диавола против вставших на путь спасения. Но бояться не нужно, потому что с нами Бог.
Иеромонах Михаил (Чепель)