От времени к вечности
Старец Ефрем Филофейский
От времени к вечности. Эта тема всегда своевременна, поскольку каждый год нашей жизни, каждый день, каждый час, каждая минута, каждая секунда, каждое мгновение — это преддверие вечности. Особенно актуален разговор об этом сейчас, когда мы находимся в начале нового года. Смена года — это символический момент, когда можно поразмыслить о смысле жизни в христианском значении этого слова. Мы говорим о смене года, но это нечто условное. Время работает на вечность.
Что мы имеем в виду, когда произносим слово «вечность»? Я как-то читал в одной книге, что некие философы устроили встречу, чтобы обсудить вопрос о том, что такое вечность. Они хотели проанализировать это понятие теоретически и практически и дать некий образ вечности. Они сказали очень просто, что это жизнь без конца, без заката. Также, желая представить это понятие более красочно и живо, они хотели придумать некий зрительный образ вечности. Они обдумали это как следует, каждый высказался об этом со своих философских позиций. В конце концов они пришли к некой теории и предложили вот такой образ: «Предположим, что есть гора, вершина которой достигает неба, состоит она из гранита — самого твердого камня. Каждую тысячу лет прилетает птичка и несколько мгновений точит свой клюв о вершину этой горы. Когда вся эта гора от трения птичьего клюва раз в тысячу лет источится и станет равниной, тогда мы сможем хоть что-то понять о вечности».
Философы, обладающие широким умом, поняли, что вечность есть нечто ошеломительное, и разошлись, решив следующее: «Жизнь заканчивается. Неужели можно поверить в возможность того, что такое существо как человек, со столькими благородными чувствами, с такой мудростью, с такой ясной речью, с такой творческой способностью может превратиться в ничто? Мы не можем в это поверить» Однако даже при помощи философии они не смогли описать реальность так, как ее совершенным образом выражает правда православной веры, помещая эту реальность в другую, посмертную, жизнь, в бессмертие души.
С какого момента начинается вечность для человека? Как только он сомкнет свои плотские очи. Смена времени, которую мы ожидаем, произойдет в момент нашей смерти. А за какое количество времени и при каких условиях человек может закрыть глаза и предстать перед вечностью? Мы переходим от времени к вечности за самое ничтожное время, за секунды. Этот переход в вечность и является конечной целью нашей жизни.
В этой жизни мы путники. Путник обычно берет с собой всё необходимое для путешествия, еду и одежду. Но, разумеется, цель его путешествия не в припасах. Цель его путешествия — достигнуть места назначения. По пути он останавливается в разных местах, но остановки не являются его целью: он стремится к конечному пункту своего назначения. Так и человек в путешествии своей жизни совершает разные остановки, Такими остановками являются праздники, смена года и важные события его жизни. Он использует материальные вещи, но целью путешествия не являются остановки. Его целью и назначением является конечный пункт — город мечты, Горний Иерусалим. «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего».
Итак, у нас имеются два состояния: время и вечность. Время непосредственно связано с материей. И поскольку материя имеет начало, у нее обязательно будет и конец. До создания материи и материального мира времени не существовало. Существовал безвременный Бог. В какой-то момент прозвучал сигнал к началу материальной вселенной. Как Божественная литургия начинается с возгласа «Благословенно Царство…», так и существование материальной вселенной началось с величественного возгласа Божия: «Да будет свет». Однако наступит момент, когда существование материальной вселенной прекратится. Протрубит труба ангельская, и материальные творения, солнце, луна и все звезды скажут: «Аминь» и «Свершилось». Об этом говорит Господь: «… и пошлет ангелов Своих с трубой громогласною… и солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды небесные спадут с неба, и силы небесные поколеблются».
Но, в то время как материальные творения имеют некоторую временную длительность, приходят и уходят, духовные творения — такие как ангелы, бесы, человеческая душа — имеют начало, но не имеют конца. Они были когда-то созданы, но для того, чтобы никогда не умереть. Они сотворены для вечности. Они не исчезают, но живут всегда, вечно.
Бог безвременен. Он безначален и вечен. И Он не просто вечен, как ангел или человеческая душа, но Он не имеет ни начала, ни конца. То есть Его существование простирается не только на бесконечное и бескрайнее будущее, но и на бесконечное и бескрайнее прошлое. Он есть Начало и Конец, Альфа и Омега. Он «что было от начала». Всё начинается от Него, и всё завершается в Нем: «Всё Им и для Него создано». Что же представляет собой жизнь Божия? Представьте себе ее как безбрежный океан недосягаемой глубины.
Потому непостижима и тайна воплощения Бога Слова. «Безначальный начинается и Слово воплощается. Бесплотный воплощается, Слово отвердевает, Невидимый становится видимым, Неосязаемый осязается, Безлетный начинается», по слову святого Григория Богослова. Невместимый Бог входит в место, в утробу Девы, в Святую Чашу, в сердце верующего. Он входит во время, в историю. Но как Бог, Христос находится и вне места, и вне времени. Поэтому Он также всеведущ.
Время бежит и не останавливается. Не пытайся остановить часы своей жизни или обратить их вспять. Время нельзя усмирить. Нельзя посадить в заключение. Наоборот, время может навечно заключить тебя.
Можно бороться со штормом, бурей, пожаром.
Можно сказать орлу: «Я прекращаю твой полет!»
Можно сказать морю: «Я меняю твои берега».
Расстоянию: «Я превращаю тебя в ничто!»
Но времени нельзя сказать: «Стоп! Остановись! Обратись вспять!»
Время течет и зовет. Мертвые кричат нам из гробниц: «Идите к нам! Да, вы тоже придете туда, где мы». Могилы кричат сильным мира сего: «Идите! Мы ждем вас! Морщины кричат нежному лицу девушек: «Мы идем. Не сегодня завтра вы тоже состаритесь...»
Итак, длина нашей здешней жизни ничтожна в сравнении с длиной вечности. Что такое капля в океане? Что такое песчинка на бескрайнем песчаном берегу? Что такое листочек в лесу? Что такое снежинка на бескрайней снежной вершине? Вот что такое время перед вечностью. Поэтому псалмопевец говорит о безвременном времени вечности: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и [как] стража в ночи».
Но верующий смотрит не на временность этой жизни, но на вечность иной жизни. Он видит день, который никогда не меркнет. Видит жизнь, в которой нет ночи. Для верующих смерть не потеря. Наоборот, это причина для радости и веселья. Это проводник, который переводит нас от преходящего к незыблемому. Святой Григорий Палама говорит об этом так: «Приходящая смерть не приносит ущерба, но лучше сказать — переносит от суетных и непостоянных вещей — в невечерний день в бессмертную жизнь, в богатство неиждиваемое, в вечную славу, в то, что истинно есть и неизменно пребывает». Все мы, люди, ищем радости, но радости временной, земной жизни не сравнимы с радостью вечности.
Вечная жизнь невидима. Невидима очам телесным. Но для очей душевных она существует. Сердце невидимо для телесных очей. Однако врач видит его при помощи рентгеновских лучей. Мы многое видим телесными чувствами. Но невидимый мир мы видим при помощи лучей веры. Душа видит даже тогда, когда человек спит и его глаза закрыты. Доказательством этого являются сны.
Такое простое явление, которое называется сон, является доказательством существования души, того, что душа имеет собственные глаза и что душа живет вне времени и пространства. Уставший человек спит всего несколько минут, а видит сны с такими приключениями, на которые понадобились бы часы и многие дни. Просыпается, напуганный чем-то во сне, смотрит на часы и видит с изумлением, что он спал всего пару минут. Знаете ли вы, что даже самый запутанный сон длится всего несколько секунд, иногда даже доли секунды?
Так же, как душа продолжает видеть, когда закрываешь глаза во время сна, так и когда закрываешь глаза для смерти, твоя душа продолжает видеть. Только теперь она уже видит не сны, а неземную реальность.
Много раз Господь, желая дать понять, как ужасно человеку умереть неподготовленным, извещал об этом людей Божиих при помощи духовных явлений. Он проводил их между сном и бодрствованием, чтобы у них было ощущение, что они уходят, покидают эту жизнь, что они сейчас предстанут перед Судом, и если не оправдаются, то скорее всего Господь не помилует их, и они не получат отпущение грехов, и будут осуждены без надежды на спасение и окажутся в Аду. А что же в Аду? Как вечно жить, видеть и пребывать с бесами в кромешной тьме, в зловонии Ада, в грязи, в отсутствии даже последнего луча света? Безумие, настоящее безумие! И однако всё это правда. Об этом ясно говорится в Евангелии.
Из времени мы перескакиваем в вечность. Или, вернее, временем мы приобретаем вечность. «Время — деньги», как говорили в древности. Это деньги неизмеримой ценности. Мы покупаем вечность не за рубль, а за минуту. Как разбойник приобрел Рай? За одну минуту. Даже минуты ему не понадобилось, чтобы исповедать Иисуса Христа и попросить Его милости и сказать с искренним раскаянием: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем»! Потому и апостол Павел вопиет. «Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы». Вот приобретение века! Давайте же поспешим на приобретение Рая. Мы можем. Речь идет о лучшей инвестиции в нашей жизни. Рай вечен, но вечен и Ад. И то, и другое решается за мгновения нашей здешней жизни. Ты ушел без покаяния? Увы и горе тебе!
Поэтому Церковь молится, чтобы Господь не допустил нам умереть от внезапной смерти. Не то чтобы внезапная смерть плоха. Нет плохой смерти, кроме самоубийства. Но мы не желаем внезапной смерти, когда человек не готов, потому что тогда не остается времени для покаяния. Православная вера и Предание предоставляет нам замечательные примеры реальности вечной жизни.
В житии святого Иоасафа Индийского рассказывается следующее:
Иоасаф, который позднее стал святым нашей Церкви, был сыном индийского царя. Преподобный Варлаам наставил его в христианском учении и крестил его. Во время наставлений преподобный рассказал ему и о таком примере: «В одной стране существовал такой обычай: граждане делали царем любого человека, который приходил в их государство издалека. Тот, будучи чужестранцем, соглашался, потому что не знал их обычаев и порядков. Его делали царем всего лишь на короткий промежуток времени, а потом без всякой причины смещали с трона и отправляли в ссылку в какое-то место, где нет утешения. Но поскольку ему не сообщали, что через шесть месяцев или год его лишат царского звания и отправят в ссылку, он управлял, считая, что будет царствовать всегда и умрет царем. Он не думал о ссылке, о которой ему не было известно, что его туда отправят, и вовсе о ней не заботился.
Однажды посетил это государство чужестранец. Один добрый гражданин, увидев его, сказал ему по секрету:
— Ты знаешь, мои сограждане сейчас сделают тебя царем. Но потом через некоторое время тебя низложат без причины и отправят в ссылку. Так что теперь, пока ты будешь царем и будешь иметь всё в своих руках, отправляй туда добро, продукты и прочее, чтобы, когда тебя сошлют, ты бы жил там хорошо.
— О, спасибо тебе большое!
Действительно, следуя совету доброго гражданина, он отправил много добра в место ссылки. И когда пришло время и его сослали, он отправился в ссылку с удовольствием и жил там с удобством, поскольку заранее отправил туда много добра».
«Так и человек приходит в эту жизнь, — говорил преподобный Варлаам Иоасафу, — и обольщается тем, что предлагает мир, полагая, что он будет царствовать, что он будет жить много лет, и тут внезапно приходит смерть, чтобы отправить его в вечность, Приходит добрый гражданин, Церковь и наставляет его: «Послушай, здесь ты останешься ненадолго. Ты уйдешь в другую жизнь, которая является вечной. Позаботься же теперь, пока ты здесь и можешь творить добрые дела, и отправляй их туда, в другую жизнь. Когда ты умрешь и мир тебя изгонит, ты найдешь их там, Господь умножит их в тысячу раз, и ты будешь жить счастливо».
Мы должны быть благодарны Христу за то, что Он даровал нам это богатство истинной веры, и мы можем благодаря этому свету нашей веры еще в этой жизни позаботиться об устройстве нашего дома, чтобы, когда придет смерть, мы ушли с благой совестью, что по-человечески мы сделали всё, что могли, с помощью и благодатью Божией и с надеждой, что будем жить там в свете Божием.
Итак, время нашей жизни — это время сеяния. Вечность — это жатва. Скажи мне, что ты сеещь, и я тебе скажу, что ты пожнешь. Сеешь веру? Сеешь любовь? Сеешь слезы боли и покаяния? Пожнешь радость вечного Рая. Так говорит Господь: «Получит во сто крат и наследует жизнь вечную». И апостол Павел говорит об этом, обращаясь к коринфянам: «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу».
Возлюбленные мои чада, мы свободны! Будем же осторожны с нашей свободой. Она может послужить нашему спасению, а может стать кинжалом нашего самоубийства. Всё зависит от выбора, который мы сделаем.
Что мы предпочитаем? Быть молодыми деревцами в питомнике этой жизни, которые потом будут пересажены в сад вечности, или стать поленьями, которые будут питать огонь Ада? Мы свободны выбирать. Довольно времени мы потеряли. Откладывать больше некуда. Сколько еще мы будем играть с нашими вечными интересами? До каких пор мы будем отдавать вечность за бесценок? До каких пор мы будем жить не по-христиански? Давайте же не будем больше откладывать на потом. Сейчас, а не завтра. Господь призывает нас сейчас. Сейчас время может стать нашим векселем, чтобы получить вечность. Аминь. Да пребудет милость Твоя с нами, сладчайший Господи!
Старец Ефрем Филофейский «Искусство спасения»