Отозваться на Слово Божие
Вот еще момент, над которым следует задуматься. Очень часто нам оказывается трудно молиться, потому что, когда приходит время стать на молитву, мы стараемся найти в себе мысли, чувства, отношение, которые могли бы принести Богу как бы изнутри себя. И так часто оказывается, что мы пусты и можем лишь повторять все те же слова, те же речи, представлять те же образы, но сами мы - словно бесплодная земля.
Почему бы нам не вспоминать почаще, что инициатива принадлежит Богу, что Он первый обращается к нам со Своим словом? Не в каком-то мистическом смысле, не каким-то разительным явлением каждому из нас в тот момент, когда мы решаем поставить себя в Его присутствие, - нет! Он говорит с нами в Евангелии - почему бы нам не отозваться?
Если мы берем в руки Евангелие, будь то для систематического, постоянного чтения или открываем его случайно, изредка, мы встречаемся с Богом во Христе, с Живым Богом, ставшим живым Человеком, Который обращается к нам, иногда непосредственно с заповедью, с советом, или объясняет что-то, или просто предстает перед нами в полной Своей славе.
И мы можем посмотреть на Него и отозваться: отозваться или на Его слова, или на Его Личность. Это всегда можно сделать, и если мы честны - а честность не всегда легко найти в себе, потому что нам привычнее быть осторожными, - но если мы честны в строгом, беспощадном смысле, то спросим себя: а как я отвечаю? как я отзываюсь?
Вот Христос идет к грешникам, открывает им объятия, говорит с ними уважительно, нежно, вызывая в них к жизни всю таящуюся в глубинах красоту… Как я на это отзываюсь? Как на вдохновение? Или как на вызов? Или я говорю: времена переменились, да и я не Христос? Слышу ли я Его или отстраняю то, что Он говорит, со своего пути?
То же самое относится к словам Христовым: горит ли от них мое сердце? Просветляется ли мой ум? Вдохновляют ли они меня? Или я остаюсь безразличным: о, я уже столько раз все это слышал, да, я все это уже знаю? Или я отшатываюсь от тех или других слов?
И в зависимости от того, какова моя реакция, я могу отозваться. Я могу ответить Господу: спасибо! Ты коснулся во мне какой-то струны, и она запела, и теперь никогда не замолкнет во мне это ее звучание… Или: какой ужас! Ты, мой Бог, говоришь, а мне нечего ответить, я лишь пожимаю плечами… Или даже: какой ужас! Я отвечаю Тебе отрицанием сердцем, умом, поступками я говорю «нет!» Твоим словам или Твоему откровению…
Если мы так отзываемся на слова или образы, которые встают перед нами, мы всегда сможем извлечь из себя нечто в качестве молитвы - может быть, всего лишь вздох, стон, слезу или одно слово стыда или благодарности, радости или печали. Это может оказаться совсем кратким, но к чему длинные речи? Когда мы разговариваем с другом и полны ликования, или стыда, или горя, или радости - не важно, долго ли мы говорим, важно, насколько правдивы наши сердца и наши слова.
Митрополит Антоний Сурожский, «Не могу, Господи, жить без Тебя»