Овчая купель
– Не могли бы Вы рассказать более подробно об истории возникновения Овчей купели?
– Об этой купели мы знаем из евангельской притчи о расслабленном. Около нее собиралось всегда много больных. В Евангелии: «Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда (то есть «Дом милосердия»), при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее но возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Ин. 5:2-4). Мы видим из этого, что исцеление получал только первый из тех, кто входил в купель. Расслабленный же, находившийся в болезни тридцать восемь лет, сказал Христу Спасителю, пришедшему к этой купели: «…не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел» (Ин. 5:7-8).
Евсевий Кесарийский, римский историк и богослов IV века, которого называют отцом церковной истории, упоминает об этой купальне: «Вифезда – купель в Иерусалиме, она же и Овчая, в древности имевшая пять притворов; и ныне показывается в двух находящихся там бассейнах, из которых один наполняется ежегодными дождями, другой же имеет чудным образом окрашенную в красный цвет воду, представляя, как говорят, след омывавшихся в нём жертв, отчего и зовется: Овчий, по причине жертв».
Святитель Николай (Велимирович) так писал об истории этой купели: «Овечья купальня, или Вифезда (слово «Вифезда» нигде в Ветхом Завете не встречается. Когда евангелист говорит, что это слово еврейское, то, конечно, он имеет в виду тот еврейский, который употребляли в его время, то есть арамейский. Овечьи ворота упоминаются у Неемии (3:1; 3:32; 12:39); назывались они так потому, что через них гнали овец, предназначенных для жертвоприношения, и в сей купальне жертвенных овец предварительно мыли».
Иеромонах Михаил (Чепель)