Первый праздник церковного года
Почему именно с праздника Рождества Царицы Небесной начинается церковный год? Пресвятая Дева, чистейший избранный сосуд, даровала плоть нашему Господу, чтобы стало возможным, обещанное пророками и непостижимое для человеческого ума явление в этот грешный и тленный мир Вечного, Всебъемлющего Бога, Господа нашего Иисуса Христа. Ее рождение предвозвещало начало спасения людей от духовного бесплодия. Многие хорошо осведомлены о событиях, связанных с Рождеством Богородицы, а мы поговорим о том, как они соотносятся с сегодняшней нашей жизнью, чему научают каждого из нас.
Родилась Пречистая Дева Мария в маленьком доме в городе Иерусалиме. Ее родители, святые праведные Иоаким и Анна, находились в супружестве более 50 лет и были бездетны. Тогда в еврейском народе безчадие считалось великим наказанием от Бога, потому что все ждали явления в мир Искупителя, и каждая благочестивая чета хотела послужить Богу рождением от Него Спасителя в мир. А если детей не было, то это считалось сугубым неблаговолением Божиим.
Но одна правда Божия, и другая правда человеческая. Однажды, когда Иоаким пришел в Иерусалим принести очистительную жертву, Первосвященник не принял ее, объяснив это тем, что он бездетен. Даже Первосвященник укорил этого праведного человека. Но все это было промыслительно. У Господа Иоаким был святой, а у людей он был человеком грешным. Так и в нашей жизни мы порой почитаем за грешных людей тех, которые перед Богом уже очистились искренним покаянием, сердечным вздохом. Поэтому появление на свет Младенца Марии от терпевших поношения за бесчадие супругов — урок нам в том, что никто, кроме Господа, человека судить не может.
Хорошо известно: то, что дается с трудом, с молитвой и терпением, то бывает крепко и постоянно. Молились праведные Иоаким и Анна, не падая духом в своем уповании, и Господь, по их молитвам, дарует им уже в глубокой старости благословенное чадо — Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, чтобы еще раз показать людям, что Господь, создавший этот мир, силен изменить и ход событий в нем. Для современных людей, стремящихся получить все и сразу, святые Иоаким и Анна являются примером, как надо уметь ждать, примером смирения и терпения. Как сказал один мудрец, все приходит вовремя к тому, кто умеет ждать. Они через свое смирение и терпение сподобились стать праведными, которых Церковь ежедневно поминает на отпусте богослужения.
Рождество Пресвятой Девы Марии Церковь считает и рождением всего человечества для вечности, потому что Ей предопределено было стать Матерью воплощенного Бога, Господа Иисуса Христа, Который избавит от исчезновения в небытие людей, которые жили до Него, будут жить при Нем и после Него. Избавит от греха, проклятия и смерти, и вернет возможность вечной жизни для каждого человека. Писание говорит, что так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.6:40). Но это надо было еще исполнить, и к этому надо было подготовить весь человеческий род. И Матерь Божия как раз стала тем человеком, через Которого Бог мог воплотиться на земле. Любящему нас Богу нужно было доверчивое сердце, чистый ум и обращенная к Нему воля, что во всей полноте было присуще только одному человеку за многие тысячи лет — Деве Марии.
Постепенно, столетие за столетием, была подготовлена Наследница человеческого рода, Которая должна была родиться, как и всякий младенец, в ряду добра и зла, греха и святости. Но была бы таким ребенком, который изберет добро с самого начала и будет жить в чистоте и всецелой верности своему человеческому величию и величию Божию. Родилась Та, Которая стала мостом между небом и землей. После рождения Девы Марии мир стал другим. Вспомним, как первые лучи зари еще не освещают землю, но уже пронизывают светом темное небо; так Рождество Богородицы — словно заря. Это первое событие, с которого началась история нашего спасения. С того момента каждому человеку дается потенциальная возможность стать причастником, соучастником и наследником вечной жизни. И не просто вечной жизни. Гранитный камень, казалось бы, тоже вечный, но это камень — он ничего не понимает, ничего не чувствует. А для человека это вечность творческая, развивающая его личность, вечность, расцветающая от раскрытия этой личности.
Не просто так, не наугад и не случайно Дева Мария была избрана от рода человеческого, а за святейшую, чистейшую, праведнейшую, целомудреннейшую, милосерднейшую, кротчайшую жизнь. Она была избрана стать Матерью Бога, так как Своей чистотой и добродетелями превзошла не только всех людей, но и ангелов, явилась Живым Храмом Божиим. Как воспевает Ее Святая Церковь, Она стала, «Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших».
Умилительно, как Матерь Божия жила до четырнадцатилетнего возраста в храме Божием, в полной духовной самособранности, в труде, в молитве, в проникновении в Божие слово, в той спасительной бодрственности своих сил, каковая и кончилась известным решением посвятить себя единому Богу и пребыть до конца жизни Девой. Поражает Ее ясное понимание и осознание каждого своего шага. Умилителен и этот плод духовного рассуждения, когда Она спрашивает Архангела при благовестии: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк.1:34) — с последующим смиренным ответом: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38).
Так ранний период жизни Богоматери, Ее детство, юность и церковное воспитание научают нас добродетели духовного рассуждения или духовной рассудительности, воспитанию в себе духовной самособранности, и, в первую очередь, воспитанию чистой мысли, чистого помысла и отсюда чистого плана жизни, верного и духовного взгляда на жизнь.
К Божией Матери должны быть обращены все наши мысли, ибо с Ней пришло начало нашего спасения. Станем думать о Ней с умилением, дивиться на Нее и просить Ее научить нас, если и не уподобиться Ей, потому что большинство из нас не может на это надеяться, но хотя бы любить Ее с благоговением, поклоняться Ей так, чтобы стать достойными быть одного с Ней рода, рода человеческого. Вряд ли кто из нас настолько посвятит свою жизнь Богу, как Она. Но это для нас пример, как можно дышать Богом, жить Им, как можно всю Свою жизнь растворять в божественном служении, не забывая при этом земного служения, как это в себе воплотила и сочетала Матерь Божия. Это и самособранность, и чистота мыслей, и всегдашняя посвященность своего ума Богу.
Память о Матери Божией, молитвенные воздыхания и обращения к ней должны сопровождать человека каждый день и всю его жизнь. Надо начинать с тех маленьких молитв, которые благословлялись святыми отцами. Они призывали и наставляли своих духовных чад обращаться к Матери Божией ежедневно архангельским приветствием: «Богородице Дево, радуйся. Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего: яко Спаса родила еси душ наших». Оптинские Старцы благословляли прочитывать эту молитву 24 раза в день — по числу часов в сутках. Не важно, сразу или по частям — самое главное, что память о Матери Божией освящает и благословляет всю нашу жизнь.
К святым угодникам Божиим мы обращаемся: «святый отче Николае», «святый великомучениче Пантелеимоне», «святые апостолы Петре и Павле» и пр., молите Бога о нас. А к Матери Божией мы обращаемся другими словами: «Пресвятая Богородице, спаси нас», то есть Ей, как Матери Бога, дана великая власть, сила и дерзновение ходатайствовать перед Святой Троицей о людях. Она и Сама всегда заботится о них и особенно имеет Она любовь к тем, кто любит Ее. Ведь как велика, непостижима любовь к нам Божией Матери! О Ней сказано так: «Она — та непобедимая теплота Святого Духа, которая умягчает и согревает наши сердца к плодоношению плодов духовных: мира, радости, долготерпения, смирения…» Пресвятая Владычица наша Богородица хранит каждого из нас на всех путях жизни. В истории Церкви неисчислимы случаи, свидетельствующие о заступничестве Матери Божией. Но и любой человек может убедиться в этом на собственном молитвенном опыте. Когда мы с искренней верой обращаемся к Богородице, Она ни одного молитвенного вздоха не оставляет без Своей всесильной помощи.
Однажды блаженному Андрею, Христа ради юродивому, когда он находился во Влахернском храме в Константинополе, было видение. Он был восхищен до третьего неба и видел райские обители. Архангел Михаил водил его по этим обителям, но блаженный Андрей нигде не видел Матери Божией. Он спросил у Архангела: «А где же Пресвятая Владычица Богородица, Царица неба и земли?» И тот ответил: «Она на земле, спасает род человеческий».
Рождество Божией Матери, если мы вникнем в суть этого великого события, может стать для каждого из нас вдохновением на всю жизнь. Мы понимаем, что мы не одни, что ничего просто так в жизни не происходит: жизнь это не случайность, не хаос, не стечение обстоятельств. Иногда на исповеди женщины жалуются: «Батюшка, у меня такая тяжелая жизнь, я одна». А я говорю им: «Как же так, одна? С тобой Господь, с тобой Матерь Божия. Мы никогда не бываем одни, потому что нас окружает духовный невидимый мир, о котором люди неверующие не знают. Нам же Господь через веру открыл это богатство». И через это возможно преображение всей нашей жизни, и внутренней, и внешней. Самое главное, что человек, заботящийся о спасении своей души, своей добротой, сострадательностью, сердечностью и чуткостью способен преобразить людей, которые находятся с ним рядом, но пока далеки от Церкви. По нам судят о нашей вере и о нашем Боге.
Не всегда мы понимаем таинственный смысл церковных песнопений, но зато точно знаем, к Кому можем обратиться в своих бедах. Перед молебным каноном ко Пресвятой Богородице указано, что он поется «во всякой скорби и обстоянии». Мы с таким доверием молимся Божией Матери, но отдаем ли себе отчет, — какой высоты подвиг совершает Она, заступая нас, защищая нас, предстательствуя за нас, за тех, ради кого умер на Кресте Ее Сын. Кто из нас может сказать, что имеет столько великодушия, милости, прощения своих близких, не говоря уже о недругах? Верующие люди по всей земле достойно чтут песнями и хвалами Ту, Которая имеет всю полноту благодати и рассеяла в мире тьму безблагодатности.
В акафистном пении Пресвятой Богородице есть такие слова: «Радуйся, Начальнице мысленного назидания». Эта трудная на первый взгляд славянская фраза означает, что Матерь Божия прославляется Святой Церковью как начало духовного воссоздания, возрождения, то есть главным образом как Подательница чистой мысли. Неудивительно, что для церковного человека Пресвятая Дева является Небом умным, наставляющим всех к разумению Божественного. Поэтому будем просить Божию Матерь, чтобы Ее святыми молитвами Господь сохранил каждого из нас в чистом помысле, в истинной, деятельной, самоотверженной любви и в правой вере.
Какой была Пресвятая Богородица
Какой же образ являет нам Пресвятая Богородица? Какую святость имела Пречистая Дева, какой была Ее внутренняя жизнь? Об этом есть свидетельство святителя Амвросия Медиоланского, который не видел Ее при жизни просто потому, что их разделяли века. Но Духом Святым ему было открыто, какой была Матерь Божия. И в молитвенном восторге он описал Ее внутреннюю жизнь:
«Она была Девою, не телом только, но и душою. У Нее было смиренное сердце, осмотрительные слова, была Она благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомыслящей, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей? Когда была в несогласии с родными? Когда погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего?
У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действии. Телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный, так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост, сну предавалась только по требованию нужды. Но и тогда, когда тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читаное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама. Другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои она блюла Сама».