Почему Господь избрал апостолами простых рыбаков?
– Я человек воцерковленный, даже знаю стандартный ответ священников на мой вопрос, но хочу узнать именно Ваше мнение. Почему Господь Иисус Христос избрал апостолами простых рыбаков?
– Господь избрал Своими учениками рыбаков: «низложил сильных с престолов, и вознес смиренных» (Лк. 1:52), и Сам Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:7-8). Ментальность людей бедных, малообразованных, занятых простым трудом более расположена к сильной вере. Их мозг не перегружен избыточной информацией, как это распространено в наше время развития информационных технологий.
Для нас очень актуальна притча Христова о сеятеле: «ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать». (Мф. 13:19-23).
Мозг человека с физиологической точки зрения, мало отличается у разных людей. По объему информации, которую он может вместить, человеческий мозг не уступает мощному компьютеру. И все зависит от того, как человек может использовать ту информацию, которую он имеет, нужна ли она ему в повседневной жизни, может ли он вычленять именно нужную в данный момент. А в вопросах веры лишняя информация, избыточная рефлексия могут быть прямыми препятствиями.
Мне нравится выражение одного старца: «Многознание вредит душе». В своей жизненной практике я не раз наблюдал, что чем больше у человека знаний, не сопряженных с повседневной практикой, тем слабее дух. Приходилось видеть людей с тремя высшими образованиями, учеными степенями, которым их стереотипы, излишнее значение, которое они придавали своей образованности, были препятствием на пути ко Христу. Евангельские слова, не понимаемые ими в их духовной глубине, вызывают у них малополезную в данном случае рефлексию: а вот Пифагор говорил то-то, а Аристотель то-то, а Декарт то-то». По сути они зачастую не способны системно осознать всю сумму имеющихся у них знаний и проанализировать их с точки зрения христианства, что не мешает такому человеку быть тщеславным гордецом. И из-за этого у них большой страх быть осмеянными им подобными за то, что они обратились к простому евангельскому учению. Как писал святой апостол Павел в Послании к Коринфянам: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом (1 Кор. 3:18-19).
Но и ученым людям путь ко Христу не закрыт, и апостол Павел – самое яркое свидетельство этому. И среди ученых есть как те, кто полностью посвящают свою жизнь Христу, так и те, кто борется с Ним.
Помню, видел интервью одного старого физика, лауреата Нобелевской премии, который говорил, что вот он всю жизнь прожил, уверен, что никакого бога нет, что никому не верьте, все это ерунда. И за этим скрывается либо сознательное Богоборчество, либо то, что, изучая законы созданного Богом мира, этот ученый не смог узнать то, что узнали простые рыбаки и что неизмеримо важнее любых форм человеческого преходящего признания.
Из книги иеромонаха Михаила (Чепеля) «Человек в поисках истины»