Почему нельзя ставить “чужие” свечи в храме?
– Отец Михаил, почему нельзя ставить свечи, принесенные с собой? Мы ведь ездили по святым местам, купили там свечи, хочется донести эту благодать до прихожан нашего храма.
– Свеча – это жертва Богу, ее нужно покупать там, где вы ее ставите. Дело не в том, что там, где вы ее купили во время паломнической поездки какие-то «не такие» свечи; просто каждый храм нужно на что-то содержать, и средства от продажи свечей – один из важных источников существования многих приходов.
Если же вы купили «оптом» где-то «недорого» пачку свечей, то нужно понимать, что это не жертва Богу, а просто вы заплатили деньги тому, кто их продает, и ставить их в церкви бессмысленно, лучше подарить такую пачку свечей какому-то храму или монастырю. Естественно, что свечи, приобретенные в хозяйственном магазине, отношения к храму и молитве не имеют.
Но если у кого-то есть желание поставить несколько свечей, привезенных из паломнической поездки в своем храме, то в этом ничего плохого нет. Может им просто по-человечески хочется донести благодать, с которой они соприкоснулись, до своего родного прихода, и они делают это, привезя свечу.
Помню случай, когда мужчина привез из Иерусалима 33 свечи, которые купил на праздник Пасхи Христовой, они были обожжены после схождения Благодатного огня. И он хотел каждую неделю ставить одну свечу в своем храме. Ему запретили. Он был в шоке: свечи, обожженные Благодатным огнем, по мнению какого-то батюшки, в его храме становятся неблагодатными… Священникам и церковным работникам нужно проявлять разум в этой ситуации, с учетом того, что это все-таки единичные случаи, и не нужно обижать людей запретами, если это носит разовый характер.
В любом случае, свеча, купленная в храме, – это жертва Богу. Если тому, кто ее купил во время паломнической поездки, запрещают поставить ее у себя на приходе, не надо роптать, нужно просто смириться, зажечь ее дома во время молитвы, и эта жертва будет принята.
Иеромонах Михаил (Чепель)