Подвиг Великой Четыредесятницы
В эти дни мы вступаем на великое духовное поприще благословенной святой Четыредесятницы. Святой и Великий пост — время сокрушения, период для покаяния, для слез, для преображения человека, для нового этапа в духовной жизни. Наша Церковь как любящая мать, заботящаяся о своих чадах-христианах, определила это время Четыредесятницы как время особо интенсивного борения, чтобы помочь нам стать более непорочными, очиститься и сблизиться с Богом, для того чтобы мы удостоились праздновать великий день пресветлого Воскресения.
Христиане, и в особенности монахи, всегда уделяли большое внимание этому духовному этапу и считали его священным, потому что этот период предусматривает как духовные, так и телесные борения. Это подвиг поста, подвиг бдения, подвиг очищения и подвиг хранения духовных обязанностей, которых намного больше, нежели в другое время.
Происходит духовное перестроение, и человек более внимательно прислушивается к голосу совести, чтобы исправить то, что он возможно упустил, и чтобы духовно усовершенствоваться. Наша Церковь помогает нам как различными умилительными тропарями и последованиями, так и наставлениями, чтобы вооружить и укрепить в борьбе за очищение наших душ.
У нас есть умилительные Божественные литургии Преждеосвященных Даров. Преждеосвященная литургия приносит великую пользу. Ее Херувимская песнь исполнена духовности, созерцания и ангельского присутствия. Поэтому следует в особенности на этих Литургиях Великой Четыредесятницы молиться с величайшим благоговением. Насколько нам, причащающимся Тела и Крови Христовой, подобает быть непорочными и чистыми, насколько праведными духовно и телесно, чтобы Божественная благодать смогла воздействовать на нашу душу и тело!
Посему жизнь наша должна быть очень внимательной. Как в келии, так и в церкви следует орошать наши лица слезами, чтобы омыть таким образом и нашу душу, дабы стала она достойной Причастия. Конечно, нередко диавол лишает нас, и прежде всего меня, умиления. Тогда не приходят слезы, и зачастую в нас вселяются скверные помыслы. Скверные помыслы и соответствующие греховные образы мы должны изгонять сразу, как только они появляются. И когда нас одолевают злые помыслы, или когда наша душа холодна и равнодушна по отношению к какому-либо брату, тогда не следует приближаться к Богу Любви, столь чистому и столь святому.
Через преподобного Ефрема Сирина Церковь говорит нам: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Этими словами Церковь пытается дать нам понять, что помимо прочих добродетелей особенное внимание требуется уделять тому, что упоминается в конце: самоукорению и неосуждению брата, ведь без любви к брату, к нашему ближнему, невозможно сколько-нибудь продвинуться на пути к духовному очищению.
Осуждение является великим злом. Если мы постимся, но не следим за своими мыслями, словами, сердцем, если осуждаем нашего брата и не судим самих себя, то пост не принесет нам пользы. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». Любовь к Богу и ближнему — две великие добродетели, на которых зиждется все духовное устроение. Если же нет этих двух великих добродетелей, то все другие остаются без опоры. Что говорит премудрый Сирах? «Лучше пасть с высоты, чем с языка». Лучше пасть с высоты и удариться, и стать хромым, чем пасть из-за языка своего.
Язык — орудие, дарованное нам Богом, чтобы мы благословляли Его, славословили Его, благодарили Его. Могу сказать, что все преступления начинаются с языка. Приходит скверный демон и обращает язык для оскорбления Бога и насмешки над Ним. Он склоняет несчастного человека к тому, чтобы совершить величайшее преступление в мире — хулить Бога. Многие люди, завлеченные этим диавольским духом богохульства, извергали грязные слова против Святого Бога, забывая, что Христос был распят за нас, излил всесвятую Кровь Свою, простер пречистые руки на Кресте и дал пригвоздить их, окровавленные и пронзенные, чтобы исцелить сей язык.
Другое дело, в отношении которого мы должны понуждать себя как можно усерднее, это молитва. Будем молиться именем Христовым без небрежения и не теряя времени. Во время бдения в нашей келии будем понуждать себя, дабы не допустить того, чтобы нас охватил сон, или нерадение и вялость, но будем с готовностью посвящать себя духовному. Сразу после пробуждения первым делом обратимся к молитве, а в продолжение дня — к канону, четкам, к духовным поучениям и созерцанию. Будем ходить в храм с большой ревностью, и так пройдем этот период с как можно большей самоотдачей.
Пост вместе с телесным трудом способствует прощению грехов и очищению. «Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя». (Призри на труд мой, Боже мой, и на смирение мое, ибо не могу сделать ничего без Тебя, и прости мне всё, что я Тебе сделал). Когда мы подвизаемся в посте, в коленопреклонениях, в молитве, в труде сердца и ума, то этот труд, совершаемый во имя Божие, является святым и получает большое воздаяние от Господа, и за него мы удостаиваемся венца, славы и чести. Демоны очень боятся поста, потому что пост умерщвляет их. «Сей же род (то есть демонов) изгоняется только молитвою и постом», — сказал Господь.
Поэтому святые отцы каждое дело во имя Божие всегда начинали с поста. Они верили в великую силу поста и говорили, что Дух Святой не осеняет, когда человек насыщен, когда его желудок полон. Но и каждый христианин, желающий очищения, должен начинать с основ, которыми являются пост, молитва и трезвение. Когда соединяются пост, молитва и трезвение, тогда человек поднимается на высокую духовную ступень.
В былые времена у отцов был благочестивый обычай. Перед Великим постом они уходили из монастырей и удалялись в глубокую пустыню, где жили в суровой аскезе до Лазаревой субботы, в которую они возвращались, чтобы всем вместе отпраздновать Вербное воскресенье. Одни брали с собой только самую необходимую пищу, другие питались лишь травой, чтобы еще больше подвизаться в пустыне. Далее на Страстной седмице они проводили всё время в храме, ежедневно питаясь лишь кусочком сухаря и несколькими сухими плодами. Господь сподобил и благословил нас знать таких подвижников, которые пребывали в посте и аскезе не только во время Великого поста, но и в течение всего года.
Мой духовный наставник, блаженной памяти старец Иосиф Пещерник — получивший такое имя за то, что он жил в пещерах, где я и встретил его, — в Великую Четыредесятницу налагал на себя суровейший пост. Конечно, такой же пост он налагал и на нас. С понедельника по пятницу, пять дней в неделю, не было другой еды, кроме как 80 граммов муки, из которой мы делали похлебку на воде. Вот так. Одна тарелочка еды за целые сутки. И одновременно с этим — работа целый день, с грузом на спине, а всю ночь множество, сотни поклонов и часы молитвы. Всё это для того, чтобы очистить внутреннего человека, чтобы он стал более светлым, более праведным в глазах Божиих, чтобы он обрел дерзновение к Богу и молился за весь мир. Ибо мир нуждается в молитвах святых, и особенно подвижников. Антоний Великий своей молитвой поддерживал всю вселенную.
Конечно, подвиг поста надлежит совершать по силам, с рассудением, потому что не все мы одинаковы. Добро, если происходит не добрым образом, не есть добро. То есть благо, если оно не происходит по-доброму, недобрым образом или благим способом, не в то время, не в меру, без рассуждения, принесет не благо, а зло. Так и пост, хотя и крайне необходим, он есть благо, но он средство, а не цель. Средства имеют свою цель, и целью является смирение.
Поэтому нам следует сообразовывать все с рассудением духовника, просвещенного Святым Духом. Духовник скажет тебе, как следует поститься, когда причащаться, как поражать врага, что тебе надлежит делать здесь, а что там. И так, с рассудением духовника, ты сообразовываешь самого себя. Не будем делать что-либо сверх должного, во всем нужна мера, ибо неумеренность уничтожает пользу. Так что пост свят, но он является средством. Нужно его упорядочивать в соответствии с указанием духовника и нашими душевными и телесными силами. Лишь бы только было произволение. Василий Великий говорит, что существует такая разница в выносливости тел разных людей, какова разница между железом и травой.
Святая Синклитикия в последние годы своей жизни тяжело болела, страдая горловой чахоткой. Покрылось гноем ее благословенное горло, непрестанно возглашавшее Слово Божие. Ее уста спасли бесчисленное количество душ. Диавол испросил позволения испытать ее, и Бог позволил поразить ее чахоткой. Гниение достигло такой степени зловония, что даже монахини стали испытывать трудности при уходе за ней. Они использовали всевозможные благовония, чтобы хоть на несколько минут принести ей облегчение в болезни. Эти уста, когда они были здравы, возглашали и приносили благо, а когда они заболели, то стали проповедовать еще сильнее. Что же говорили молчащие и гноящиеся уста? Они беззвучно проповедовали великое смирение и терпение в испытании, посланном от Бога. Святая вела титаническую борьбу, чтобы противостоять бесу нетерпения, ропота, усталости и мук болезни. Какой еще ей требовался пост?
Поэтому болезнь считается невольной аскезой. У одного — рак, у другого — диабет, у третьего — множество других проблем со здоровьем, которые его изнуряют. Как очистятся эти люди? Как они увидят свет Божий? Они увидят его через терпение и благодарение Бога. Терпение и благодарение заменяют тот пост, который они не могут соблюдать по причине немощи, и они совершают в десять раз больший подвиг, чем воздержание в еде.
В этот период следует особо подвизаться, чтобы очистить себя. Из аскетической традиции мы знаем о подвижниках, которые всю свою жизнь провели в пустыне, в трудах, в страданиях, в посте, в слезах, спали на земле и лишены были всякого удовольствия. И весь этот труд, вместе с душевой борьбой против различных помыслов при восстании вожделений, родил святость. Так и всякий христианин, не являющийся монахом, но желающий очищения, имеет право потрудиться и принять воздаяния за свой труд.
Целомудрие имеет великое дерзновение пред Богом, ибо и Бог непорочен, и Пресвятая Богородица была непорочной, и святой Иоанн Богослов сохранял девство, и многие другие святые. Вся красота Церкви основывается на непорочности и чистоте. Когда наше сердце чисто и прекрасно, оно будет источать благоухание и красоту. Напротив, человек, имеющий в своем сердце смрад, извергнет его наружу. Будем бороться, чтобы очистить внутреннее нашего сосуда, наше сердце, чтобы в глазах Господа мы были чистыми и благоугодными.
В Церковной истории есть примеры многих людей, которые угодили Богу и стали великими.
Авва Пафнутий, подвижник с великими духовными дарованиями, некогда молился Богу и сказал:
— Боже, с кем рядом Ты меня определил? Кому я равен в добродетели?
И услышал голос, говорящий ему:
— Живет в Александрии в подвале один бедный человек, сапожник. Ему ты равен в добродетели.
— Я, аскет, с юных лет в пустыне, равен человеку мирянину, равен женатому?
— Да, ему ты равен.
На следующий день святой берет свой посох и торбу, кладет в нее немножко сухарей и идет в Александрию. Приходит он в город, находит мирянина и говорит ему:
— Брат мой, чем занимаешься здесь?
— Чем мне заниматься, отче, я грешный человек. Я худший человек в этом мире.
— Можем мы поговорить?
— Можем.
— В чем твоя добродетель, каково твое делание?
— Какая у меня добродетель? Ты же видишь меня. Я живу в миру, и я часть мира. Это у вас есть добродетели.
— Нет, ты в чем-то подвизаешься.
— Ни в чем я не подвизаюсь.
— Мне указал на это Господь, и ты не можешь обмануть меня. Я молился, и Он указал мне на тебя как на равного мне в добродетели. Ты не можешь быть случайным человеком.
— Простите меня, отче. Если то, что происходит, считается чем-то важным, то я скажу вам об этом. Я женился, и с того момента, как я возложил на себя венец, я сказал своей жене: — Если ты меня любишь, то давай жить в девстве, будем жить как брат и сестра, для того чтобы бороться за освящение душ наших! Согласна ли ты? — Согласна. — И с тех пор мы живем в чистоте и девстве.
Преподобный Пафнутий, живя в пустыне в аскетизме и воздержании чувств, стремился очистить себя, в чем ему способствовали и условия жизни. Другой жил с женой в девстве в миру, посреди всех соблазнов мира, и с помощью Божией достиг той же степени святости. И его борьба была большей, чем борьба аскета. Свидетельство того, что пред Богом он был велик.
В продолжение истории вот что случилось с этим сапожником. Однажды некий христианин пришел к преподобному Пафнутию и сказал ему:
— Отче, я поссорился с одним священником и не знаю, проклял ли он меня или сказал дурное слово, но он уже преставился, а мы не испросили другу друга прощения. Как быть?
— Я не могу помочь тебе в твоем деле, но есть некий святой человек, к которому я отправлю тебя, и он поможет тебе.
— Кто это?
— Отправляйся в Александрию. Там в одном подвале живет сапожник. Скажи ему, что это я тебя послал. Расскажи ему всё о своем случае, и он тебе поможет.
И христианин сказал про себя: «Господи, помилуй! Подвижник не может мне помочь, а мирянин справится?» Но послушания ради он отправился в Александрию, нашел сапожника и рассказал о своем деле. Тогда сапожник сказал ему:
— Подожди-ка здесь, пока не стемнеет.
Он подождал. Наступил вечер, и с наступлением темноты они пошли к одному из городских храмов. Сапожник сказал ему:
— Подожди здесь.
Идет сапожник к главным вратам храма, осеняет их крестом этот святой и целомудренный христианин, и врата открываются сами. Внутри храм сиял от света, и слышались небесные песнопения. Сапожник заходит в храм, смотрит, вновь выходит и говорит этому человеку:
— Войди внутрь и посмотри по сторонам на хорах. Увидишь ли ты там своего священника?
Человек входит в храм, смотрит и выходит со словами:
— Да. Там он на левых хорах поет.
— Пойдем со мной.
Они заходят, и этот святой христианин проходит вперед и говорит священнику:
— Отче, прости раба Божия... ибо согрешил он как человек. Ты же, как святой человек, даруй ему прощение.
— Пусть будет прощен и разрешен!
Сапожник выводит его и говорит:
— Никому не рассказывай о том, что ты видел. Ступай с миром, брат мой, и спасайся.
Видите, чада мои, что делает подвижнический труд? Что творит духовный подвиг? Что сделал этот мирянин, чтобы очистить свою душу? Разве лишь в том было дело, что он предложил девушке, на которой женился, жить как брат и сестра? Нет. Они постились и молились по ночам вместе, и клали поклоны, и читали Евангелие, и читали творения святых отцов, и ходили в церковь, и исповедовались, и причащались, и изгоняли дурные помыслы, и со всем вниманием вместе подвизались. И так они достигли святости в миру,
Так что и здесь подтверждается, что и в миру, когда христианин вступит в добровольную борьбу, благодать Божия никого не исключает. Но прикрываясь предлогами, мы говорим, что мы живем в миру и не можем. Нас побеждают желания. Что же нам нужно? Борьба, и не только телесная, но и душевная. То есть нужно управлять своими мыслями. Приходят мысли, греховные фантазии, образы, лица, изображения и картины. Будем их немедленно изгонять с помощью: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Когда ум наш бдит, чтобы не принимать всё это, вооруженный Божественным оружием — Именем Христовым, — тогда уничтожается всякий сопротивный враг души нашей, который называется диаволом, который именуется греховной фантазией, который называется греховным помыслом. И если мы так охраняем нашу душу, наши ум и сердце, то наше внутреннее состояние пребудет чистым и непорочным.
Будем же подвизаться, чада мои, с еще большей силой, и польза будет для нас великой. Никто не обретает благодать, не потрудившись. И земледелец, не вспахав свое поле, не увидит плода. Когда наш пост сопровождается, усиливается, окаймляется молитвой, духовным поучением, трезвением, посещением церкви, исповедью, Божественным Причастием, добрыми делами и милосердием, тогда всецело вершится красота приготовления души для встречи со Страстной седмицей. Тогда мы сильнее почувствуем Святые и Честные Страсти Христовы, поскольку сердце наше умягчится, преобразится и познает, сколь безбрежна любовь Бога к человеку. И тогда мы будем способны наиболее сильно переживать внутри себя Святое Воскресение, торжественно отмечать его самым боголепным образом и праздновать вместе с ангелами Святую Пасху. Аминь.
Старец Ефрем Филофейский, «Искусство спасения», том 2, издание монастыря Филофей, Святая Гора Афон