Послушание на цветах (интервью с инокиней Харитиной)
– Расскажите, о своем послушании, чем Вы занимаетесь?
– Мне поручено благоустройство территории. Сейчас пока делаю все, что успеваю, насколько могу сообразить и где увидела: цветники, сад, газоны и бордюры, уборка мусора и новые посадки, прополка и полив. А также ухаживаю за комнатными цветами.
– Был ли у Вас подобный опыт раньше, или в монастыре столкнулись с этим впервые?
– Мне повезло родиться и все детство и отрочество провести в сельской местности на природе. Конечно, работала и в огороде, и в саду. А вот с каждым цветочком знакомиться: как его зовут, что он кушает, когда цветет и где любит сидеть, – пришлось уже в монастыре.
– Это очень объемное послушание. Как Вы справляетесь, кто Ваши помощники?
– Можно все свести к поливу и прополке, тогда можно все успеть. А если подходить к каждому уголку монастыря ответственно, то появляются целые списки дел: разгрести бурьян, поправить бордюр, посадить елочку, разбить клумбу, подвесить кашпо, устроить шпалеру для лианы, и так до бесконечности. Конечно, не успеваю, но Господь видит всё и посылает паломников на помощь, иногда целые группы.
– Что Вы им доверяете делать?
– Они делают всё: от полива, до посадок, даже камни иногда ворочают, собирают траву на чай или протирают листочки от пыли и щитовки, когда идет дождь, и можно уделить время комнатным растениям.
– Как складывается Ваш рабочий день?
– Все зависит от погоды. В дождь можно заниматься цветами в помещениях, в сильную жару приходится работать рано утром и поздно вечером, отдыхая при этом днем. Иногда посередине какого-нибудь увлекательного процесса возникает необходимость где-то помочь на другом послушании или просят провести экскурсию. Я никогда не строю планов: день всегда складывается непредсказуемо. Есть список дел, среди них отмечены неотложные.
– Расскажите немного о сольбинских цветах, откуда они появляются?
– Цветы жертвуют паломники, вот, что привезли, то и растет. Конечно, не хватает цветущих многолетников. Приходится каждый год просить у знакомых однолетники, и есть такие добрые отзывчивые люди, которым интересно, чтобы монастырь был красивым.
Сейчас специалисты работают над ландшафтным проектом, меня уже попросили освобождать заросшую территорию посередине монастыря под плановые посадки.
– А какие работы предстоят по территории?
– Предстоит огромная работа. Надо сделать ливневую систему, устроить дренаж от всех зданий монастыря, провести парковое освещение и подсветку храмов, замостить камнем все дорожки и площадки. Сложно то, что все это обычно делается одновременно, и только после этого можно будет высаживать деревья, кусты и другие растения. Все, что делается сейчас, явление временное, скоро придется убирать подавляющее большинство растительности, чтобы дать возможность строителям и технике навести порядок на территории.
А самое главное, чтобы запустить ландшафтный проект и выполнить все работы, нужны большие средства, поэтому мы ищем благодетелей и помощников в этом деле.
– Что особенно радует на послушании?
– Радует сам факт выполнения работы по послушанию, а не по своей воле. Еще дома, прополов одну грядку, я всегда спрашивала, какая следующая? И училась ничего не делать по своей воле. За это Господь давал радость. Сейчас то же самое: когда сама распределяю, кому что делать – терплю, а когда мне говорят, куда бежать, – радостно. А для души что может быть дороже и благодатнее такой радости.
А творчество! Когда выполняешь необходимый минимум работ – это область дисциплины. А когда понуждаешь себя делать больше и лучше, чем вчера, ради Бога – это область послушания и творчества. Именно тогда и становится радостно.
– А в зимний период, что входит в Ваши обязанности?
– Зимой мне дают другое послушание. Хотя остается уход за комнатными растениями. И только весной, когда приходит пора раскрывать розы и «причесывать» газоны, меня освобождают от зимних занятий.
– Какие работы проходят осенью?
– Осенью мы стараемся думать о весне, потому что весной очень много праздников и совсем нет времени приводить в порядок территорию. Осенью убираем опавшую листву, сразу вытряхиваем опавшую хвою из туйевой аллеи, пропалываем клумбы, перекапываем с удобрениями землю под однолетники, чтобы весной по ним только пройтись грабельками. Все это для того, чтобы весной из-под снега вышла отдохнувшая и чистенькая земля. Конечно же предстоит укрыть на зиму розы, климатисы и гортензии, в этом году у нас их стало особенно много.
– В начале нашей беседы Вы сказали, что знакомились с цветами, как их зовут, что они любят. Вы относитесь к ним как к одушевленным существам?
– Конечно, ведь они живые. Есть такие послушания, как, например, помыть посуду, подмести пол, распечатать текст, то есть сделать механическую работу, они не требуют особого отношения. Но когда имеешь дело с растениями, по-другому просто не получается, они действительно чувствуют, как внимательно к ним относишься. Я каждый цветок стараюсь изучить так же, как знакомого мне человека, его предпочтения, стиль поведения, даже психологию. Получается, каждому цветку надо уделять очень много времени и внимания.