Послушник, который упокоит своего старца, упокоит и Бога
Наш старец постоянно наставлял нас относительно тщательности послушания. «Послушник, который упокоит своего старца, упокоит и Бога». Когда я услышал это наставление старца, то в своем отречении от мира, в своей жизни по Христу я поставил своей целью сообразовать всю силу моей души с этим отеческим наставлением. И день, и ночь я не думал ни о чем другом, кроме того, как упокоить старца не словами, но делом и самой жизнью.
И когда приблизилось время для перехода старца в иную, блаженную жизнь, я весьма робко спросил, поскольку страстно хотел это узнать (чтобы дать своей душе покой и известить ее), насколько жизнь моя была благоугодной. Я всегда стеснялся задавать ему вопросы о его личной жизни, поскольку весьма пред ним благоговел. Но в этот раз, когда пришло время исхода, я набрался смелости и спросил его:
- Старец, я упокоил Вас?
И он мне ответил:
- Как ты покоил меня, так тебя упокоит Бог! И когда придет твой час покинуть эту жизнь, то если я найду перед Богом дерзновение, я приду перед твоей кончиной, чтобы известить и поддержать тебя.
Для меня это был великий дар, потому что я веровал и верую, что он обрел великое дерзновение, ибо быв непосредственно рядом с ним, я познал великую святость его жизни.
Также, часто наставляя нас относительно послушания, он говорил: «Будьте многоокими, как херувимы. Отовсюду смотрите на ловушки дьявола, потому что зачастую он приходит под видом ангела, который учит богословию, но имеет своей целью падение человека».
Некогда, прежде чем мы пришли, чтобы стать послушниками Старца, у него был послушник по имени Иоанн - румын, который в миру делал повозки, а потом последовал монашеской жизни и пришел к Старцу. Однажды вечером бес постучался в его дверь и сказал:
- Молитвами святых отцов. Вставай, брат, и совершай свое правило!
Брат встал и начал ревностно молиться, полагая, что это был его ангел-хранитель. На следующий день и в последующие дни повторилось то же самое. И когда бес увидел, что монах совершенно уверовал, что это был его ангел, то начал его многому учить. Конечно, тот его не видел, но он говорил с ним:
- Смотри, не говори своему старцу, что я с тобой говорю, являюсь тебе и учу тебя, потому что тогда я не приду к тебе снова. И так ты потеряешь мою помощь и созерцание.
И монах подумал: «Если я должен потерять моего ангела, то лучше пусть я ничего не скажу старцу». Затем дьявол весьма искусно сплел ловушку, и когда увидел, что монах ничего не сказал старцу, он подумал: «Сейчас он мой, и я сделаю контрольный выстрел». И однажды он говорит ему:
- Завтра настанет воскресенье. После церкви ты придешь в такое-то место, и оттуда я возьму тебя на небо. Оттуда я поведу тебя к Святой Троице, ты увидишь Рай и многое другое.
Монах вдруг получил озарение от Бога, скорее всего, благодаря молитвам старца, и решил пойти поблагодарить старца за помощь, которую тот ему даровал, после этого пойти поблагодарить и своего духовника, а уже затем пойти в церковь. И в конце службы он собирался отправиться в место, о котором ему сказал темный ангел, и откуда тот забрал бы его навсегда. Он идет к старцу, руководимый благодатию Божией и молитвами старца, и падает к его ногам.
Со слезами он начал его благодарить за то, что он сделал его монахом, за его наставления и т. д. Старец смотрит на него с подозрением и говорит:
- Чадо мое, откуда у тебя слезы, к чему благодарения? Откуда все это? Раньше ты так не делал. Скажи мне, за что ты меня так благодаришь?
Тот не признается:
- Да вот, старец, чувствую благодать Божию, и признательность движет мною, чтобы поблагодарить тебя.
- Что-то здесь другое творится, не то, что ты говоришь. Не пойдешь в церковь, пока не скажешь, что с тобой происходит.
И тогда он был вынужден рассказать все старцу.
- Почему ты мне не рассказал об этом? Тебе ангел твой сказал не говорить мне ничего?
Сказав это, старец дал ему оплеуху.
Монах говорит:
- Да, так и сказал.
- Если это был Ангел Божий, то почему он сказал тебе не говорить ничего мне, твоему старцу? Старец работает вместе с ангелами, потому что и он раб Божий, как и ангелы! Раз он сказал тебе не рассказывать мне ничего, это не ангел, но лукавый диавол, желающий толкнуть тебя к душевной смерти. Так что, чадо мое, иди в свою келейку. В церковь ты не пойдешь, и отселе ты не увидишь «твоего ангела», и посмотрим, явится ли он снова.
Брат повиновался, и действительно, демон больше не приходил.
Вот что делает духовный руководитель. Если бы у старца не было опыта, он принял бы благодарности, похвалил бы его с мыслью, что на него нашла благодать Божия, дьявол забрал бы брата из рук старца и привел бы его к душевной и телесной смерти. Но его опыт как духовного руководителя не позволил этому случиться. Помысел: «Не говори старцу» - дьявольская вещь, потому что дьявол боится старца и чистой исповеди.
Один знаменитый святой духовник - афонский отец Савва - приходил раньше к нам каждый год и служил у нас Литургию. Очень хороший был духовник. Когда он был монахом в Ставровуни, однажды его разбудил голос:
- Вставай, Савва.
Он встает и видит в углу келии свет, подобный керосиновой лампе, и слышит голос:
- Я твой ангел. Бери бумагу и записывай тайны, которые я тебе открою. Дева Мария была Девой и до рождества... Ты станешь диаконом со званиями и т. д.
И в продолжение он говорил ему и правильные вещи. А Савва думал: «Это, должно быть, дьявол».
Снова заговорил голос, чтобы запутать его:
- Возьми ватку и вытри крест и иконы, и сохрани ее как оберег против дьявола! Но не говори этого игумену, что ты видишь свет и что я тебе говорю о Деве Марии, иначе ты меня потеряешь!
Тот подумал: «Раз он не хочет, чтобы я сказал это старцу, то это дьявол». Тогда игуменом был Варнава. Савва идет и рассказывает ему об этом.
- Ну, обольщенный, столько времени тебе является дьявол, и ты веришь его прелестям? Как ты не стал бесноватым? Ты не понял, что это дьявольское дело, то, что он боится старца? Если бы это был ангел, то он бы сотрудничал со старцем!
Он дал ему оплеуху и предписал канон в 5000 поклонов.
К этому самому отцу Савве, когда он стал старцем с духовным даром, пришел однажды один его послушник и сказал:
- Старец, у меня нет никаких известий от моих родителей в России, и я не знаю, как они там.
- Что делать, чадо мое, будем молиться!
На другой день приходит и говорит:
- Старец, мне пришла весь, что с моими родителями все в порядке.
- Откуда ты это знаешь? Письмо получил?
- Я получил известие.
- От кого ты его получил?
- Пришел ангел и сказал мне это.
Старец понял, что тот находится в заблуждении.
- Что тебе еще сказал ангел?
- Он сказал, что будет рядом со мною, и, если что-то еще захочу, он меня известит.
- Он все находит?
- Да, находит.
- Давай-ка я сейчас кое-что задумаю, посмотрим, найдет ли он это?
- Найдет.
Старец задумал кое-что, что тот не мог обнаружить, но в тот час, когда они говорили, демоны схватили послушника и подняли его в воздух, чтобы забрать к себе. Старец тотчас схватил его за ногу и не отпускал, крича: «Господи, помилуй... Господи, Иисусе Христе, помилуй раба Твоего...» И так он вырвал его от рук бесов и сказал ему:
- Дитя мое, ты впал в великую прелесть, потому что о тех вещах, которые он тебе говорил, ты не рассказал духовнику, имеющему опыт в этих вопросах, чтобы сказать тебе, по Богу это или нет. Ты бы мог погибнуть в вечном мучении. Потому, говорит апостол Павел, что «сатана принимает вид ангела света» (2 Кор. 11:14), чтобы обольстить человека.
Когда мы верим тому, что нам говорит дьявол, тогда он получает права на нас. Поэтому не будем верить в наш собственный помысел и будем все открывать духовнику. Бесы боятся старца, и когда из поступков и намерений понимают, что монах что-то скрывает от старца, однажды они его поглотят. Это все равно что взять маленьких змей и играть с ними на своей груди. Но когда змеи вырастут, то ужалят, и от их яда человек погибнет. Когда со мной раньше воевали помыслы и снедали меня изнутри, я возражал им: «Сейчас бегу к своему старцу», и прежде чем я доходил до его каливы, они исчезали!
Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Не склоняй уха к обвиняющему и судящему твоего духовного отца. Беги от такого, потому что это ядовитая змея, яд, огонь, который тебя спалит».
Сколько раз приходит дьявол и говорит нам о разных духовных вещах, чтобы надсмеяться над нами, чтобы убедить нас противоречить своему духовному руководителю и считать, что наши мысли более спасительны, чем мысли духовника! Поэтому следует повиноваться, потому что духовные отцы бдят о душах духовных чад. Во время брани духовного чада первым выступает духовный отец. Он является представителем Бога, он является как бы видимым образом Бога.
Когда человек ухаживает, заботится, поклоняется иконе Божией, кадит ей, то, хотя эта икона из дерева и красок, вся эта служба относится к Богу, поскольку Бог принимает это освящение. Так и когда послушник почитает и слушается духовного руководителя, это послушание относится к Богу, и Бог благосклонно его принимает и посылает в ответ благодать. Однако, если присутствует осуждение личности старца, то послушник не принимает помощи с этой стороны и, следовательно, «высыхает». Потому что молитвы от духовного отца не доходят до послушника, чтобы защитить его, а если и доходят, но он не будет в ладах со своим старцем, то они возвратятся назад. Падение это велико, поскольку со временем происходит прерывание потока общения со старцем. И дьявол знает очень-очень хорошо, что, когда послушник приходит в столкновение со своим духовным отцом, дьявол выигрывает. Поэтому искуситель с самого начала пытается отторгнуть от души новоначального его руководителя, учителя и отца.
Расскажу вам сейчас нечто личное из моей новоначальной жизни рядом со старцем.
Мы были в пустыни. Был праздник Святаго Духа. Отец Афанасий принес нам сухари, помидоры, виноград и т. д. Старец нам говорит:
- Берите ваши сумки и спускайтесь, чтобы поднять вещи, которые принес отец Афанасий, иначе их съедят мыши.
- Буди благословенно!
Мы спустились к морю, чтобы нагрузить себя вещами, которые были очень тяжелыми. Я нагрузил сумку и пошел вверх по дороге. Пот тек рекою, ноги стали отваливаться. Труд и тяжесть. Сатана стал вливать яд в мое сердце. Помысл говорил мне: «Смотри, куда тебя посылает старец, чтобы загрузить тебя! Сам же он не носит тяжестей, а тебя загрузил, хотя ты и болен. Не должен был он тебя отправлять! Да в такой день, когда все отцы в спокойствии, сидят в своих келиях, молятся по четкам и читают, мы должны идти за грузом! У нас ни воскресенья, ни праздников! Ну что это за старец!»
Братья мои были более взрослыми, более сильными, и лукавый их не искушал. А мне было 19 лет, я был новоначальным, и он меня здорово обманывал. Когда я поднимался с грузом на спине, то более тяжелым бременем были диавольские помыслы. На спине у меня было 40 окка (мера веса равная 51,28 кг), а тяжесть от помыслов весила 400 окка (мера равная 510,28 кг). Однако, благодаря просвещению и научению старца, я противостал искушению и ответил:
«Ты делаешь ошибку в своем подсчете. Христос поднял Крест на Свои плечи, и Его оскорбляли, над Ним надсмехались, и Его пронзили гвоздями, и Его распяли, и Он не роптал на Небесного Отца, но только сказал: «Отче мой, если возможно, да минует Меня чаша сия. Впрочем, не так, как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). Поскольку это воля старца, да будет воля старца. Я, по крайней мере, пойду и сменю рубашку, надену чистую рубашку, поем и посплю в своей постели. Христос «спит» на Кресте, а я смею что-то говорить! Я исполняю труд и послушание. Послушен даже до смерти. Меня не интересует ни день, ни работа. Меня интересует только послушание. Узкий и скорбный путь. Кончено. Ты монах, и должен исполнять послушание! Свою волю я оставил в миру. Сегодня, искуситель, ты меня уморил, но я тебя поставлю на место! Я тебе покажу как следует, как только поднимусь наверх. Я все скажу старцу!»
Мы с трудом поднялись наверх. Однако мне не удалось увидать старца, потому что он отдыхал, и я не смел его беспокоить. Мы поели хлеба и должны были поспать перед бдением. Я сказал своему помыслу: «Я тебе наперед задам...» Я беру потихоньку острые камни, раскладываю их на земле, сверху покрываю их одеждой, чтобы они не были видны, и ложусь в подряснике, который мы носили, так как было лето. Я страдал, мучился и говорил: «Поспи здесь, чтобы получить урок. Христос страдал на Кресте, а ты хочешь постель! Сейчас хочешь не хочешь, а помучаешься из-за этих помыслов».
Взирая на Распятого, я противился этому змею, который пришел ужалить меня и заставить меня осуждать старца, унизить его, уничижить и направить против него свой язык. Взирая на Распятого, я убил змея, благодатию Божией и по молитве ангела-хранителя и старца. И так я уснул. Естественно, моей келией была пещерка, где невозможно было встать во весь рост. В ней была деревянная кровать, а перед ней грязь.
Когда я проснулся вовремя для бдения, то испытал в душе великую радость. Бог увидел мое произволение - конечно, этот поступок был детским, характерным для новоначального - и показал мне нечто, что было выше моих сил. Я увидел себя на некоей равнине. Справа от меня был отец Иосиф, а слева отец Арсений. Слева был прекрасный холм, покрытый растениями, а на вершине был мой старец. Он сказал нам: «Сейчас пройдет Константин Великий. Падите и поклонитесь ему». И действительно, мы немедленно пали ниц. Я встал, чтобы посмотреть на него, поцеловать ему руку, но вместо Константина Великого увидел Христа, подобного малому ребенку. Он наклонился и поцеловал меня! Радость, которая пришла ко мне, была неописуемой!
Я бегу прямо к старцу и рассказываю ему все о том, что мне внушал дьявол, что я ему отвечал, мое наказание и то, что я видел. И старец говорит мне:
- После борьбы Бог ощутимо дает Свою благодать, чтобы известить тебя, что Он принял твой подвиг. Так Он успокаивает и утешает рабов Своих. Конечно, в другой раз ты не делай таких вещей.
Так я избавился от ядовитого укуса змеи, от дурного совета демона. Взирая на нашего Христа, на Распятого, мы противостоим нападениям бесов.
Видите, как изощряется дьявол, чтобы отдалить нас от старца? Старец нам говорил, как нам надлежит смотреть на духовного отца: «Вы пришли сюда не для того, чтобы работать на меня, но пришли ради любви Христовой. Я человек, со своими немощами. Думайте и верьте, что старец занимает место представителя Бога. То, что вы делаете ради старца, то вы делаете ради Бога. Не ради его грешной личности, но ради его положения как образа Христа. Что говорит заповедь? «Чти отца твоего...» (Исх. 20:12). Если мы имеем заповедь относительно родителей по плоти - повиноваться им, почитать их, уважать их, то что тогда нам подобает делать ради духовного отца, который трудится ради нашего блага!»
Когда я был молодым, будучи еще в миру, я видел один фильм, который остался в моей памяти и помог мне в начале моей монашеской жизни, в первое время, когда я еще полагал ее основание. Это был фильм о двух боксерах, которые должны были встретиться на поединке. Тренер более молодого перед соревнованиями говорил своему спортсмену:
- Это искусство требует жертв. Ты не будешь пить, не будешь курить, будешь вести нравственный образ жизни, не будешь ходить к женщинам, не будешь кутить по ночам, чтобы сохранить здоровье, которое тебе поможет в борьбе и победе. Если ты не будешь соблюдать этого, то потерпишь неудачу.
Однако по прошествии времени, когда молодой боксер не стал соблюдать некоторые из этих советов, тренер понял это, и сказал ему:
- Ты плохо ведешь себя. Так дело у нас не пойдет. И твои труды пропадут, и мои.
Тот стал прекословить и, поскольку был боксером, то нанес удар своему тренеру и повалил его на землю.
Но через несколько дней пришел час боя. Он вышел на битву без тренера. Другой, его противник, имел помощника, учителя, тренера для совета, ободрения, укрепления, для того, чтобы овеивать его воздухом. Начался бой. Молодой боец проигрывал, постоянно терял под собой почву, а другой побеждал. Его тренер, который сидел наверху, в амфитеатре и следил за поединком, огорчался, когда видел, что его ученик проигрывает, пусть тот его и ударил. Он знал, что тот пал духом и что он не мог уже победить. Предвидя, что конец близок, он бежит вниз, подходит к своему ученику во время перерыва, времени для отдыха, говорит ему что-то на ухо, советует ему и придает бодрости. И все. Его ученик встает, дерется и в последнем раунде посылает своего противника в нокаут.
Этот фильм мне очень помог, и когда дьявол стал насылать на меня помыслы против старца, то я помнил, что без учителя, без отца, без руководителя не состоится ничего. И это было для меня очень полезно.
Самая безопасная и спасительная жизнь есть послушание, от которого в душе рождается радость, мир, детскость, незлобие. Исполняя послушание по отношению к старцу, я стал иначе воспринимать людей. Я смотрел на них с чистотой души. Я не могу это выразить словами.
Где бы я ни стоял, куда бы я ни шел, когда я отправлялся спать, то слезы катились по моим щекам из-за покоя, который был в моей душе. У меня не было помыслов, только радость и свет.
Старец мне говорил: «Пока ты исполняешь послушание, груз переходит на меня, а ты летаешь!» Когда я подвизался, чтобы стяжать сокрушение, то у меня не получалось поставить себя по левую сторону Судии (То есть осудить себя на вечную муку, Мф. 25:32-46), но всё время помысел клонился по правую Его руку. Я спросил старца, и он мне сказал: «Послушание ведет тебя на правую сторону!» И я подумал: «Ах, если бы я умер сейчас, пока жив старец, сейчас, когда я живу в послушании!» Стремясь хранить послушание, молчание и молитву, я стяжал и молитву, и упокоение моего старца. Но это послушание со столькими дарованиями мы тогда делаем тягостным, когда желаем утвердить свою волю.
Очень просто и содержательно высказывался о старчестве авва Мина: «Послушание за послушание. Если кто слушается Бога, то Бог слушается его». И авва Исаия объясняет подробнее: «Невозможно для Бога не слышать человека, но наше своеволие не позволяет ему слушать нас». Наши изволения не позволяют нашей молитве быть услышанной. Если мы молимся и нас не слышат, то обратим внимание - не ослушиваемся ли мы старца. Невозможно, чтобы Бог всегда посылал свою благодать в то сердце, которое не обуздывает свои желания и своеволие, свой неудержимый и бесцельно блуждающий рассудок.
Вместе со смирением и послушанием попытаемся всей силой нашей души утвердить братскую любовь. Эгоистичный человек не способен любить как следует, не смиряется, не проявляет послушания. То же самое в точности делает и диавол. Следует совершать наше послушание всей нашей душой, помышляя о том, что мы служим Богу через наше послушание, заботимся о наших братьях и воюем с нерадением и леностью. И тогда Бог принимает этот наш труд всей душой и берет его, и поставляет на небесный жертвенник. И когда однажды мы взойдем в горний мир, мы найдем нашу награду тысячекратно умноженной! Как, думая об этом всем, мы не будем подвизаться, не будем трудиться и трудиться на послушаниях со всей нашей заботой, сколь смиренными бы эти послушания ни казались, ведь внутри скрывается само спасение души?
Из книги святого Иоанна Лествичника вы знаете пример святого монаха, из могилы которого выходило миро. И святой игумен (то есть сам св. Иоанн Лествичник, см. Слово 4 №34) созвал братьев и дал им повеление копать вглубь, где было похоронено святое тело монаха. Когда они раскопали землю, то увидели, что источник этого мира был под ногами послушника, во свидетельство того, что этот монах понес много трудов ради монастыря, ради Христа, ради послушания и ради братьев. И Бог, Который в точности знал его труды, пришел в должный час для того, чтобы его прославить и преподать очень хороший урок монахам, чтобы они подвизались законным и должным образом.
И в книге аввы Дорофея мы читаем следующее. Когда авва Дорофей был молодым монахом в монастыре аввы Серида, он исполнял послушание медбрата. Он заботился о старцах, были у него и другие послушания. Он много трудился и постоянно пребывал в заботах. Однажды он пошел к затворнику авве Варсонофию и сказал ему:
- Авва, целый день я нахожусь в заботах, посреди старцев, и не могу молиться. Я совершенно не нахожу времени и для размышлений. Что со мной будет? Авва Варсонофий ответил ему:
- Чадо мое, ты сам избрал послушание, которое исполняешь, или его тебе дали мы?
- Нет, - говорит, - Вы, старец, дали его мне.
- Поскольку его дали тебе мы, а ты исполняешь послушание во время служения, то послушание есть память о Боге, подражание Христу, исполнение заповеди Божией. Следовательно, ты не ушел с пути. Как-то один человек хотел пойти в один большой город. И когда он прибыл в этот город, то спросил горожан: «Я хочу пойти в такой-то город. Как мне туда попасть? По какой дороге пойти?» - «Дорогой мой, говорят горожане, - ты находишься в том самом городе, который ты ищешь, и спрашиваешь, по какой дороге тебе идти!» Это происходит и с тобой, чадо мое (говорит ему авва Варсонофий). Ты пребываешь посреди заповеди Божией и сомневаешься, исполняешь ли ты волю Божию посреди забот о больнице для старцев? (Вопрос № 77 аввы Дорофея к прп. Варсонофию).
Наш Христос - первый великий послушник, новый Адам, на кресте восторжествовал над смертью. Он возлюбил нас, смирился и проявил послушание. Он явил послушание не ради своего личного спасения, но ради любви к человеку. Он совершенно отсек Свою волю и, исправляя падение перстного Адама, открыл врата Рая, чтобы вошли духовные послушники в Царствие Его. Мы должны делать то же самое. Мы Его последователи, мы Его ученики. Мы должны верно следовать Ему. Давайте же смиримся, признаем, что мы глина. Что может быть ниже глины и земли? Признаем нашу природу, задумаемся, что Бог настолько смирился, а мы не можем смирить даже нашего помысла.
Бог терпит прегрешения всех людей. Ничто не скрыто от Его очей и Его восприятия. Ему известны все наши дела, мысли, чувства. Он все взвешивает, все записывает и все будет судить. Мы живем и движемся Богом, мы живем как бы внутри некоего зеркала, под всепроникающим светом, который одновременно и записывает все, и делает подсчеты для каждого рентгеновского снимка. Немного тех людей, кто соблюдает Его заповеди. Большинство преступает Его волю. Они невообразимо огорчают Его, попирают все священное и святое. И все это Бог видит и терпит. Это терпение, это великодушие, то, что Бог терпит и не уничтожает этот мир, являет безграничность Его смирения.
Если бы мы были богами, при нашей страстности мы бы уничтожили десятки тысяч миров. Но поскольку Бог преисполнен смирения, Его Божественное лицо еще нас терпит, еще заботится о нас и промышляет о нашем спасении. Он кормит, одевает нас, дал нам ангела-хранителя, питает нас Святыми Своими Тайнами, Своей Плотию и Кровию, приготовил нам безграничное Свое царствие, терпит нас, воюющих против Него, и всегда принимает нас кающихся.
А мы так безобразно ведем себя с Ним. Мы кощунствуем против Него, оскорбляем Его, попираем Его, насмехаемся над Ним, а Он великодушествует и терпит. Как будто бы мы имеем Бога в должниках, как будто бы из нашего ума исчезла и сама память о Нем, благоговение и почтение, с которым подобает преклонять голову пред Его присутствием, поклоняясь Ему - многочудному, неисследимому, безграничному, невыразимому, сладчайшему Богу. Если бы каждый из нас имел десятки тысячи уст, то мы и тогда не смогли бы достойно и подобающе песенно прославить Его за бесконечные Его дары.
Поэтому и апостол Павел, после многоразличных восхищений, откровений и наслаждений созерцанием Бога, с удивлением восклицает эти бессмертные слова: «О бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как неисповедимы суды Его и неисследимы пути Его! Кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?.. Ибо все из Него, Им, и к Нему!» (Рим. 11:33-36). Если кто-нибудь будет размышлять о Распятом и войдет в таинство Его любви и смирения, то действительно, это размышление станет великим лекарством, которое исцеляет всякую язву и рану.
Будем всегда подвизаться, помышляя о Божественном, о нашей цели, о нашем священном долге. И всякий послушник, который исполнит свой долг в день посещения, в день воздаяния, примет такую награду, такую благодать, какую не может объять человеческий ум! Так он будет вознагражден на небе, там, где соберутся все души, и каждая будет ожидать из уст нашего Христа о решении, куда будет она навеки определена, без конца, без границы, без предела!
Старец Ефрем Филофейский «Искусство спасения»