Поучение в неделю 27 по Пятидесятнице
Шесть дний есть, в няже достоит делати:
в тыя убо приходяще целитеся, а не в день субботный (Лк.: 13:14)
Две вещи с трудом скрыты быть могут, между естественными – огонь и свет, а между нравственными – зависть и истина. Из чего легко узнать каждому, что говоримое сего дни Архисинагогом, то есть старейшиною сонмища, не от имеющейся в нем ревности к закону, но от зависти его ко Христу, происходит. Жена бе имущи дух недужен лет осмьнадесять, и бе сляка (погорблена, или скорчена), и не могуща восклонитися отнюдь (Лк. 13:11). Иисус Христос в день субботный уча в сонмище увидел ее, сжалился о ней, велел ей к себе подойти, всесильноцелебною десницею прикоснулся к ней, и исцелил ее. Жена оная, радости наполнившись. Прославляла Бога за свое исцеление: народ, увидевший то чудо, радовался пребезмерно о славных делах чудодействующего Владыки. И вси людие радовахуся о всех славных бывающих от Него (Лк. 13:17).
Да однако, по той причине, что Христос чудодействует, и что с одной стороны жена его благодарит и прославляет, а с другой - весь народ о учении и чудесах его веселится: то книжники и фарисеи, лицемеры, завистники соблазняются, а паче всех – старейшина сонмища, принявши то себе за противность, находит якобы вину, и говорит к народу: шесть дней есть в неделе таких, в кои дела ваши имеете исправлять: и так в оные дни приходите вы лечиться, а не в день субботный, в который от дел успокоение хранить вам должно. Изрядно: в день субботный закон повелевает никому не работать, да однако он не возбраняет больному лечиться. Но сатана из жены, которую имел прежде связану недугом, перешел (так толкует Феофилакт) в старейшину, и связал его завистью, от чего он действо того чудеси принял за противность, яко славе Чудотворцевой позавидовавший. И по сему о том, что говорено им не от ревности к закону, но особливо от зависти ко Христу, рассудим по евангельской ревности, к народу христианскому. Шесть дней есть, в няже достоит делати, а не в день субботный.
Бог есть неописан, присносущен, не описуется он на месте, не объемлется во времени, и места и времени превыше: вся исполняяй и везде сый. И хотя по неописанности обретаяся Он на всяком месте, на всяком месте почетаем быть может. Чего ради упоминает пророк Давид: Благословите вся дела Его на всяком месте владычествия Его (Пс. 106:22). Хотя по присносущию обретаяся також во всякое время, во всякое же время прославляем быть может. Почему Христос и повелевает, яко подобает всегда молитеся, и не стужати си. (Лк. 18:1). Еще же бдите на всяко время молящеся (Лк. 8:21). И Апостол: непрестанно молитеся (Сол. 5:17). Однако неописанный Бог, на всяком месте покланяемый, хочет особливо на месте определенном покланаем быть, то есть в церкви, которая называется домом Божиим, и домом молитвенным, жилищем земным и видимым Бога небесного и невидимого.
И еще присносущный Бог, на всякое время и на всякий час, на небеси и на земли покланяемый, хочет особливо во время определенное славим быть, то есть в особливый день, когда бывает праздник. И потому как церковь есть место посвященное только Богу, где не можем мы иного ничего делать, кроме поклонения и служения Богу через действование таинств и пение священных последований: так и праздник – время есть посвященное только Ему ж единому Богу, в которое не можем мы ничего другого делать, кроме славословления Бога всеми образы, и внутренними, и внешними, истинного к Нему благоговения.
На сем основана четвертая заповедь, в которой Бог повелевает таким образом: зрите и сохраняйте субботы моя, яко оныя святыя суть Господу: осквернивый субботу, смертию умрет: всяк иже сотворит в ню дело, потребится душа та от среды людей своих. Шесть дний да сотвориши дела, а в день седьмый суббота, покой суть Господу: яко в шести днех сотвори Господь небо и землю, в седмый же день преста и почи (Исх. 31:13). Сию заповедь рассмотрим со вниманием. Первое, что дающий такую заповедь, Бог есть небеси и земли. Второе, что не сохраняющим такой заповеди людем, угрожает Он смертию. Третье, что Бог, (который есть Господь всех, который может повелевать, что хочет, и никто Ему воспротивиться не может) когда б захотел, мог бы из семи дней в неделе повелевать нам шесть дней работать на Него, а один бы только про себя: да однако по крайнему Своему снисхождению, шесть дней даровал Он к прилаганию труда о пропитании нашем, о управлении домашнем, о купечестве, о делах: а един только оставил про Себя, изволяя только один день в неделе иметь Себе на услужение, что равномерно следует к нашей же пользе. Ибо работая мы про себя шесть дней, исправляем нужды нашего жития в здешнем свете: работая же Богу един день праздничный, творим спасение душе своей, приуготовляя оную в рай: и так должно нам сию заповедь хранить неотменно, потому что она заповедь Божия, да и что мы впадаем в великое бедствие, когда ее не храним: а приобретаем великую себе пользу, когда оную заповедь храним.
И сего-то ради Он определил устнами Церкви недельные всего года дни, а при них и памяти святых яко собственные свои дни, дабы в оные не делать нам никакого другого дела, кроме славословления Его Владыки, да еще притом и верных Его рабов почитания.
Сие-то есть намерение Божие! Но что чинит коварство и зависть диавольская! Как отступнику Деннице не можно уже было того сделать, о чем он умышлял, то есть получить Царство Божие на небеси, то стал он стараться о пресечении славы Божией здесь на земле, и, видя, что Бог славится в праздники от человек, тому завидует, негодует, созывает сообщников своих и соотступников: Приидите, - говорит он им, - отставим вся праздники Божия от земли (Пс. 73:50), не допустим мы славиться Богу, учиним помешательство христианам, наложим на них работы и дела мирские, дабы не прославляли они никогда Бога, и не ходили бы в церковь. Приидите, отставим вся праздники Божия от земли.
Сие злоумышление диавольское, первый сосуд его и мучитель народа еврейского фараон в действо произвел. Известно вам, в какой претяжкой работе находились бедные евреи, бывшие чрез столькие долгие лета пленниками в Египте. Бог сжалился о скорби их: послал к ним Моисея и Аарона, чтоб они чрез низ повестили фараону, дабы уволил их к тридневному путешествию до степи, отпраздновать там праздник их, и принесть Богу жертву. Кто то таков Бог Израилев? – ответствовал противобожный мучитель, - Кто есть Его же послушаю гласа? (Исх. 5:2) Что то за праздник? Что то за жертва? Я не хочу им быть в праздности: пусть всякий пойдет на дело свое, пусть работает. Да идет кийждо из вас на дела своя (Исх. 5:4).
Что делал тогда фараон над евреями, то делает ныне диавол – мысленный фараон над христианами. Когда бывает праздник или господский или коего святого, в который надобно им несколько от Египта, от темной работы и попечения мирского поустраниться немного, якобы в пустыню на успокоение ума, на упражнение от дела, на принесение жертвы бескровной в прославление Божие, поудалиться: тогда мучитель душ наших, кажется, что говорит им в сердце: что то за праздник, что за обедня? Да идет кийждо на дела своя. Что тебе в празднике (говорит он мастеровому человеку), доделай ты лучше работу свою, чтобы получить тебе пропитание домашнее и дневное. Выйди на биржу (говорит он купцу) и посмотри, как там обращается торг твой. Съезди (говорит он дворянину) в дом такого-то министра, и исправь дело свое. Пойди на увеселения: они представляются для тебя. Дивлюсь я тебе, что ты о праздниках разбираешь, когда столько у тебя нужды в пении церковном, ты ведь не монах. Да идет кийждо из вас на дела своя. Так то советует неприятель, а христиане совета его слушают.
Да что ж еще сверх того он делает? Как заставляет фараон исправлять тяжелую работу евреев, и сносить двойной труд во время намеренного ими празднества, так диавол наводит двойные или тройные труды в праздник, таким образом, что некоторым бывает вдвое и втрое большенедосуга в праздник, нежели в будни. А особливо, как приставники фараоновы принуждали к работе евреев: так некоторые служители нечестия приходят и пробуждают человека в полночь, поднимают с постели на самой заре, со всяким поспешением, таская по разным местам, что б ни о том, что есть ли праздник, не памятовали, и не имели бы отнюдь досуга в церковь прийти. Сие видя, диавол, о толиком пренебрежении прославления Божия, и погибели человеческой радуется, и толь наипаче говорит: Приидите, отставим вся праздники Божия от земли.
Слушателю! Что говоришь, тем ли ты доволен, чтобы противник радовался, а Бог тобою прославляем не был? Известно, что ты в ответ на то скажешь: не содержу я многократно праздников от нужды: нужда вседневного пропитания принуждает меня работать. Пропускаю я обедню и слушание слова Божия за тем, что нужда мне свидеться в ту пору с тем-то господином, коего в другое время заставать дома трудно. Нужда мне сегодня постараться закончить такое-то дело, коего завтра сделать не можно. Нужно быть и на увеселениях, которых на другой день не сыщу. Безумный! И все ли оное ставишь ты нужным, а не ставишь ли за нужное дело своего спасения? Признаваешь ли ты за нужное сделать то и то, а не признаваешь ли за нужное сохранить Божию заповедь, коей преступление грех есть смертный. За нужное и великое поставляешь ты прибыль купечества, твои забавы, услугу какому-то господину или властелину. И заповедь Божию, которую ты с уроном своего спасения преступаешь, ни во что вменяешь? Кажется ли тебе, что якобы ты теряешь то время, в кое слушаешь обедню или слово Божие? Нет, не теряешь, но приобретаешь. Ибо (по слову великого Василия) даруешь ты оное время Богу, Который воздает тебе с приращением прибыток. Исправляй ты должность свою как ристианин: храни праздник, ибо и турки и жиды хранят праздники свои. А хотя и имеешь дело нежное, бог при твоей добродетели оное со благополучнейшим окончанием направит. Взаим данное Богу не погибает, но воздается от Него с приращением: Шесть дней, в няже достоит делати, а не в день субботный.
До сего часа слово было к тем людям, которые не хранят праздников: теперь поговорим немного и о тех, которые их хранят, да не так, как надобно. Каким образом освящать нам праздники, о том объявил нам Бог краткими словами через пророка: Упразднитеся и разумейте, яко аз есмь Бог (Пс. 45:11). Упразднитеся, то есть упокойтесь от всякого дела и попечения житейского и мирского, и разумейте, яко аз есмь Бог, то есть ум ваш да будет ко Мне пригвожден со всяким благоговением. Праздник толкуется – посвященный день Богу. Впрочем, как мы в церкви стоим благочинно и благоговейно, потому что она дом Божий, так оное же благочиние и благоговение иметь намнадобно, как едучи дорогою, так и будучи дома в праздник, потому что он есть день Божий.
Грех творимый в церкви есть священнотатство, потому что церковь место есть Божее. Так священнотатство есть всякий грех, творимый в праздник, потому что праздник время есть Божее. Все то за равное зло поставляется, как украсть кому или блуд сотворить в церкви, так украсть же или блуд сотворить в праздник, потому что одно и другое посвящено есть Богу. И о сем обстоятельстве надобно выспрашивать наиприлежнейше духовникам, потому что грех, бывающий в праздник, гораздо тяжелее повседневного. Осквернивый его (то есть праздник) смертию да уирет, потребится душа та от людей своих. (Исх. 31:14).
Праздник, толкуется. День святой, который надобно нам так святить, чтоб и самим быть святыми. А святит его схождением нашим в церковь, слушанием пения божественного, особливо же святой литургии, коей не можно нам пропустить без понесения греха смертного, читанием или Священного Писания, или жития святых, и препровождением досталного времени в молитве, исповеданием, и Пречистых Тайн причащением, как чинили древние христиане, которые всегда пребывали в учении апостольском, во общении, в преломлении хлеба и в молитвах.
Праздник, наконец, нарицает Златоуст, благих дел показыванием, души благоговением, жития исправлением. Во-первых, балгих дел показыванием, то есть, чтоб нам добрые свои дела, а не хорошее на себе платье показывать. Но мы тогда только стараемся праздновать праздник, когда мужчины наряжены как бы женщины, а женщины – как идолы. Преукрашены яко подобие храма (Пс. 143:12) по слову пророческому, то есть выпереживают они по праздникам вхождением своим в церковь, но больше для принимания себе от людей поклонов, нежели для воздаяния ими самими поклонения Богу. И так ли освящается праздник?
Второе, души благоговением, а не шумством, не пиянством, не пированием. Жалко на то глядеть, и стыдно про то говорить, каким образом христиане нынешнего времениуправляют праздники. Шесть дней находится земледелец порядочен, воздержен, целомудр, разумен в доме своем, а в день воскресный в кабаке из ума выпивается, так что день воскресный ярмаркой поставляется кабацкой. А на тех ярморках что бывает? Что скажет Николай Чудотворец и другие святые, которые видят христиан больше плясками и песнями, а не священными псалмами, больше жертвами эллинскими, а не бескровною жертвою, больше бешенством и пиянством, а не христианским благоговением им празднующих? Так ли освящается святых праздник?
Третие, жития исправлением. Сие толкуется, что и во все другие дни жить нам со страхом Божием, как добрым христианам надобно, а в праздник еще и того превосходнее, то есть надлежит нам, христианам, быть святыми. Но мы в праздник имеем причину мучить пуще свою душу, так что может Бог повторить нам сказанное прежде устами Исаиными: Новомесячей ваших и суббот ненавидит душа моя (1:14). Ежели теперь выходя вы из церкви, увидите которого-нибудь из братии вашей христианина, удерженного мысленным фараоном диаволом в дальнем где-нибудь месте за другою нуждою, а сего поучения не слышавшего, скажите ему вами слышаное, а именно то, что Божия заповедь повелевает освящать нам праздники: освящать же их показыванием добрых дел, благоговением души и исправлением жития. Аминь.