В неделю о мытаре и фарисее
Всяк возносяйся смирится, смиряй же себе вознесется (Лк. 18:14)
Не можно бы, кажется, поверить, чтоб человек, будучи земля и пепел, вздумал когда гордиться. Человек слабый, недостаткам всяким подверженный, а к тому ж, ежели его дела рассуждать, и суду Божию повинный, начал превозноститься, да еще пред самим Богом, пред Которым и весь мир есть капля падшая из океана. Однако сие бедное животное надымается, возвышается выше кедров ливанских. Сия пылинка высоко о себе мечтает, презирает других, да еще и братию свою.
Подлинно украсил Бог человека в создании превосходнейшими дарованиями, и умалил его малым чим от ангел. Но оные человек по большой части потерял гордость его обнажила. Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным (Пс. 48:13). А хотя б и подлинно оные Богом дарованные совершенства и до ныне в целости находились в человеке. Однако они не надымать нас должны, но возбуждать больше благодарить Бога, и в знак сия благодарности те дарования употреблять в пользу других. Но как сию богосозданную человеческого естества красоту гордость разоряет, так напротив падшую восставляет смирение. Почему какое между ними есть различие в нынешнем слове и поучимся.
Нет никакого гордости с смирением согласия. Гордости отец есть диавол, который первый вознесся против своего Создателя, да на то ж искушением своим привел и первосозданного человека. Он поклонения требовал от самого Сына Божия, и обещал Ему дать все, хотя у себя не имел ничего. Такое свойство есть гордых самохвалов.
Но смирения родитель есть Бог, Который обнищал богат сый, да мы обогатимся Его Божеством. Он благоволил зрак раба приняв в подобии человеческом бысть смирил себе, послушлив быв даже до мерти, смерти же крестныя (Фил. 2:7). Да и что долго терпит согрешениям нашим, есть доказательством снисходительного смирения Его. От многих Он хулим бывает, а от всех пороками прогневляем, но погасил ли для того солнце, усыпил луну – никак. Он возсиявает солнце на злыя и на благие, и дождит на праведныя и на неправедныя (Мф 5:45), а сему и нам велит подражать, говоря: Научитеся от Мене, яко кроток есть и смирен сердцем (Мф 11:29).