Практика Иисусовой молитвы
Есть и другой вопрос: как практиковать эту молитву? Как я уже упоминал, из большинства посвященных ей текстов может сложиться впечатление, что все дело в частом повторении. Но в некоторых текстах есть предупреждение: если просто повторять Иисусову молитву, не доходя до ее подлинной сути, можно просто сойти сума, то есть окончательно запутаться. Поэтому я хотел бы снова вернуться к писаниям Феофана Затворника, который много для меня значит, потому что его слова находят во мне отклик.
Как он говорит, если хочешь научиться Иисусовой молитве, надо встать в присутствии Бога, в полной тишине и покое, и пять раз медленно повторить слова Иисусовой молитвы - в естественном для себя темпе. Например, я человек очень медлительный, поэтому я произнесу ее очень неспешно, делая паузу после каждого слова. А кто-то будет говорить гораздо быстрее, потому что такой темп будет для него естественным.
Нельзя сказать, что читать молитву надо быстро или медленно. Произносите слова молитвы так, чтобы они не растягивались и не утрачивался общий смысл, но и чтобы они не проскакивали слишком быстро, не позволяя ухватить их суть. Прочтите молитву пять раз. Потом помолчите и либо займитесь чем-нибудь, либо попробуйте повторить эти слова через некоторое время. И если в промежутках между молитвами - неважно, долгие они или короткие, - вас затронул тот или иной аспект молитвы, задумайтесь о нем, не идите дальше!
Это важный момент в писаниях Феофана, посвященных утренним и вечерним молитвам. Не надо обязательно читать все молитвенное правило - тексты молитв лишь призваны помочь вам молиться. Как пишет святитель, если начнешь читать первый псалом и на третьей строчке погрузишься в него полностью, следует остановиться на этих словах. И если это ощущение продлится все время, отведенное для вечерних молитв, ничего страшного: этими двумя строками вы исполните все свое вечернее правило. А вот если просто бездумно прочесть все молитвы, то вечернее правило нельзя считать исполненным.
Я уже говорил некоторым из вас, что Бог слышал эти слова изливающимися из человеческой души, как кровь, в моменты горя, восторга или радости, и тогда эти слова достигали Его слуха. Но если просто оттарабанить их как можно быстрее, Он скажет: «Это Я уже слышал, это Мне не интересно. Мне интересна песнь твоей души, вопль твоей души, а не слова».
И потом, в течение дня, можно читать Иисусову молитву, потому что она короткая и ее несложно произнести, как только у вас возникает небольшая передышка. «Отче наш» не прочтешь, когда чем-то занят или кого-то слушаешь. А вот если в разговоре появляется момент, когда вы чувствуете потребность в присутствии Бога и нуждаетесь в Его помощи, можно произнести: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!», или «Господи, помилуй!», или, как говорит святой Иоанн Лествичник, просто испустить крик души: «Господи!» Дело не в словах, хотя в своей полноте эта молитва составляет часть вероучения.
***
Я не настолько застенчив, чтобы не позволять себе говорить от первого лица, поэтому поделюсь с вами своим воспоминанием. Когда я был врачом и ко мне приходили пациенты, я молился перед их приходом, а потом принимал одного за другим. И обычно наступал момент, когда я внезапно чувствовал, что выдохся. Тогда я просил следующего пациента, который заходил в кабинет: «Пожалуйста, присядьте. Я потерял внутренний настрой. Если вы верующий, помолитесь вместе со мной, если нет, просто посидите тихонько». Затем я вставал на колени перед иконой целителя Пантелеимона и молился полминуты или минуту, пока вновь не ощущал внутреннюю сосредоточенность. После этого я мог продолжать работать с пациентами.
Мне кажется, это хороший способ: бывают моменты, когда утрачиваешь внутренний настрой, и его легче вернуть с помощью Иисусовой молитвы, чем с помощью какого-нибудь длинного текста: например, в момент усталости общий смысл молитвы может ускользнуть, пока ее прочтешь.
Духовные наставники говорят, что эту молитву можно произносить сидя, стоя, преклонив колени. Задолго до Феофана творить Иисусову молитву советовал святитель Иоанн Златоуст. Но он предостерегал, что необходимо прекращать молиться еще до того, как будет утолена жажда молитвы, как почувствуешь скуку, - оставлять молитву сразу же, как поймешь, что дошел до предела своих возможностей и больше тебе не вместить. Иногда, если пытаешься молиться слишком долго, в какой-то момент хочется воскликнуть: «Ох, столько я уже не могу вынести! Вот бы мне забыть все это и погрузиться во что-нибудь другое!» Надо молиться, пока идет молитва, и остановиться до того, как ее течение прекратится, чтобы потом снова начать молиться от этой неутоленной жажды. Об этом важно помнить.
И еще надо размышлять над словами молитвы, задаваться вопросами: «Что я знаю о смысле этих слов? Что они для меня значат уже сейчас?» Поняв, что из них можно извлечь в данный момент, можно совершить для себя новые открытия.
Но если не применить к этим словам весь свой опыт, то пойти дальше не получится, потому что в следующий раз снова придется начинать с нуля.
Помню, кто-то рассказал мне, что есть такой химический опыт: если бросить кристалл в перенасыщенную жидкость, то вокруг него начнет кристаллизоваться вещество из этого раствора. То же следует делать и со словами молитвы: брать слово и бросать его в глубину души. И все, что наша душа об этом знает, будет собираться вокруг него и дальше существовать внутри нас уже не как слово, но как весь объем опыта, связанный с этим понятием.
Митрополит Антоний Сурожский, «Не могу, Господи, жить без Тебя!»