Православие и смех
– Позитив и радость, смех и шутки – разве это грех? Иисус Христос никогда не осуждал этого, даже в Законе Моисея нет запрета на это. Почему же Православие категорически против?
– Православие – это религия любви и радости. Радости о том, что Бог воплотился и в Своем Воскресении спас казалось безнадежно погибшее от метастаз греха человечество. Но эта радость пришла через великую скорбь, потому что для спасения людей Воплощенному Богу пришлось пройти через страдания и мучительную крестную смерть. Это налагает на христианина даже во время радости внутреннюю собранность, порождаемую ощущением ответственности за то, какой ценой радость Воскресения была дарована.
Поэтому Православие не только не против радости и позитива, но они присущи христианам. Что касается смеха и шуток, то вопрос в количестве и, в первую очередь, в содержании того, что вызывает смех. Юмор может быть и умным, и полезным. Но может быть и с точностью наоборот. Вспомните книгу: «Человек, который смеется» Виктора Гюго. В ней подробно описывается целая индустрия искусственного калечения детей, из которых выращивали уродов для того, чтобы нравственно деградировавшие представители «элиты» могли использовать их для развлечения. Для современной индустрии смеха, работающей в мировом масштабе, этот способ вызывания смеха актуален. Людей для этого не калечат, во всяком случае на легальном уровне, но принцип того, к каким струнам души обратиться для того, чтобы вызвать смех, остается тем же. И это адский смех, который обращает людей в жителей ада.
Еще на одно хотелось бы обратить внимание. Очень часто в Великий пост и даже в Страстную седмицу по телевидению начинают особенно часто транслировать разные смехопередачи, может и не столь грубые по своему содержанию, но отвлекающие от молитвы и мыслей о вечности и смысле жизни, а в траурные дни Страстной седмицы и просто оскорбляющие чувства христианина. Каждая пятница траурный день воспоминания крестной смерти Христа Спасителя, но вечер пятницы – время трансляции многих развлекательных передач, как минимум – убивающих время своих зрителей. Огромное внимание смехоидустрия уделяет интимной сфере человеческой жизни, требующей того, чтобы обойти ее молчанием. Как результат этого ментального блуда, – снижение понимания серьезности отношений мужчины и женщины, института семьи, предательств и ответственности. Церковь не может вмешиваться в свободу тех, кто добровольно живет по законам князя тьмы, но предупредить об опасности этого пути – долг пастырей Церкви.
По статистике только два процента населения России регулярно участвуют в молитве на Божественной литургии, из оставшихся 98% многие очень далеки от Православной Церкви. Поэтому, в первую очередь, нужно думать не о других, а о себе, своей душе, уклоняться от того, что в церковных молитвах называется смехом «неподобным», то есть неподобающим.
Иеромонах Михаил (Чепель)